Как сберечь время врача и пациента. В области реализуется федеральный проект «Бережливая поликлиника»

161

Как сегодня трудно записаться к врачам, знает каждый взрослый сахалинец. Да и запишется человек – будет вынужден отстоять очередь к терапевту или отоларингологу. А еще, не дай бог, затеряется его медицинская карта… В общем, поход в поликлинику – зачастую стрессовая для людей ситуация.

Федеральный проект «Бережливая поликлиника», в который вступили несколько сахалинских медицинских учреждений, нацелен на избавление пациентов от многих негативных моментов, в том числе и названных.

Естественно, проблемы дефицита врачей он не решит, зато реализация мероприятий, разработанных в рамках этого проекта, позволит экономить их рабочее время и большую его часть отдавать пациентам.

Как это выглядит на практике, посмотрим на примере южно-сахалинской поликлиники № 2, где перемены налицо. Стоит только зайти в учреждение и увидеть новую регистратуру, которая открыта для пациентов в прямом смысле слова. Нет глухих стен, окошек, к которым нужно склоняться в покорном и унизительном изгибе. Общение идет без барьеров. Я была в поликлинике в 11 утра – и в регистратуру не стояло ни одного человека!

Почему? Рассказала Мила Тен, заведующая терапевтическим отделением поликлиники и по совместительству главный внештатный терапевт по Сахалинской области.

Для начала были определены самые проблемные места поликлиники. Она построена в 1952 году, обслуживает 44 тыс. населения. Ей трудно вместить в себе всех пациентов. Особенно много их скапливалось у регистратуры и процедурного кабинета во время забора крови на анализ. Люди стояли в очередях непозволительно долго. С этим решено было покончить. Третьим направлением экономии времени пациентов была взята диспансеризация.

Регистратуру разделили на три функциональные части: картохранилище, колл-центр, открытая регистратура.
Сотрудники картохранилища были освобождены от всякой другой работы – занимаются только поиском карт.

Сотрудники колл-центра, оборудованного айпи-телефонией, работают по звонкам: записывают на прием, принимают вызовы врача на дом, консультируют, перезванивают по тем номерам, с которых пациенты сразу не могли дозвониться, сообщают пациентам об отмене приема, если какой-то врач вдруг заболел.

Сотрудники открытой регистратуры, освобожденные от всех других обязанностей, напрямую помогают пациенту попасть на прием к врачу.

Все эти преобразования не потребовали дополнительных ставок. Сотрудникам помогают студенты медколледжа.

В поликлинике хотят добиться того, чтобы пациент мог записаться к врачу, не приходя в поликлинику. Сегодня 80 проц. талонов выкладываются на портал госуслуг и только 20 проц. распределяются через колл-центр, инфомат и регистратуру.

По словам Милы Тен, до ноября 2018 года 65 процентов пациентов пользовались региональным порталом записи к врачам, но с 1 ноября этот портал отключили, запись стала вестись через портал госуслуг с привязкой к личному кабинету. И к концу года пользовался этой возможностью только 21 процент пациентов, поскольку личные кабинеты есть не у всех. Но в поликлинике поставили цель – довести этот процент в нынешнем году до 50.

На анализ крови пациенты шли неравномерно: в отдельные дни их было слишком много. Нынче потоки выровняли и ввели расписание по времени сдачи анализа. В направлении пациента теперь проставлено время: 8.36, 8.38 и т. д. То есть сегодня пациентам не надо приходить задолго до открытия процедурного кабинета, занимать очередь, стоять. Они приходят по своему времени. Скоро перед кабинетом повесят монитор, который будет информировать, чья очередь зайти.

Уже нет бумажных журналов, в которые специальный медработник записывал всех пациентов и их направления, – журнал теперь электронный, и 80 процентов объема лабораторных исследований привязаны к электронной системе.

Ну а первый, самый объемный этап диспансеризации в поликлинике сведен к двум дням.

Теперь посмотрим, как в поликлинике № 2 берегут время врачей.
Что-то появилось здесь задолго до внедрения проекта «Бережливая поликлиника».

Например, фельдшерско-сестринский пост был открыт еще в 2012 году, его сотрудники занимаются выпиской лекарств федеральным и региональным льготникам. Выписывая препараты, здесь дают талоны на следующий приход пациента.

В поликлинике два кабинета неотложной помощи, здесь принимают пациентов, которые не смогли взять талон, но нуждаются в медпомощи. Если им нужна консультация врача, есть два дежурных.
Санаторно-курортные карты оформляются в кабинете профилактики, здесь же выдаются необходимые справки, выписки, проводятся профилактические осмотры.

Так с врачей сняли рутинную нагрузку, чтобы терапевты занимались только пациентами. Сейчас в планах руководства поликлиники – возобновить работу терапевтов с диспансерной группой пациентов, на это у них раньше не было времени. Предполагается выделять для этого два-три дня в месяц – это будут дни открытых дверей.

Существенно экономит рабочее время врачей и медсестер ведение электронной истории болезни. Медики прошли учебу. Однако уровни работы с компьютером у всех разные, и задержки приема могут случаться из-за плохого владения компьютером. Врачей и медсестер настраивают на то, что компьютеризация будет тотальной, обратной дороги нет.

Уже в марте и назначения на различные исследования станут проводиться в электронном варианте, через систему «Барс».

Пациенты будут ходить на них без медицинских карт. В поликлинике надеются «вылечить» их от желания держать карты в руках и на руках. Электронные карты позволят избежать утери необходимой информации: записи врачей, результатов анализов и т. д.

В июне будут подведены первые итоги реализации проекта. Станет ясно, правильно ли обозначили в поликлинике № 2 проблемные места, те ли мероприятия выбрали. Возможно, к этому времени выявятся другие, узкие места, которых раньше не замечали.

В Сахалинской области в 2019 году к проекту подключатся 25 медучреждений, в том числе областная стоматологическая поликлиника, поликлиника Корсаковской ЦРБ, областная консультативная поликлиника.

Наталья КОТЛЯРЕВСКАЯ.