В областной думе обсудили проблемы общественного транспорта

Развивается пригородное железнодорожное сообщение.

В областной думе в рамках традиционного «Правительственного часа» обсудили состояние регулярных пассажирских перевозок общественным транспортом на островной территории, в том числе в муниципальных образованиях.

На вопросы депутатов отвечали исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства Валерий Спиченко и вице-мэр городской администрации Южно-Сахалинска Александр Гринберг.

Вопросов было много. Например, народных избранников интересовала перспектива строительства автостанции в областном центре.

В планах областного правительства, отметил глава минтранса, есть проект, условно названный «распределительный транспортный узел».

Это дорожный комплекс, который позволит перепланировать площадь перед железнодорожным вокзалом и адаптировать ее под прием автобусов, продажу и оформление перевозок для пассажиров.

Эскизным проектом сейчас занимается РЖД.

Для того чтобы возвести полноценный автовокзал, необходимо привести в порядок и привокзальную площадь. В частности, освободить ее от личного транспорта. В связи с чем планируется строительство вблизи многоуровневой парковки.

– Мы планируем, что два года будет достаточно для того, чтобы окончательно реализовать проект, – сказал Спиченко.

Морское сообщение с Курилами. Глава ведомства буквально неделю назад вместе с губернатором Валерием Лимаренко посетили судостроительный завод.

Он отметил, что наблюдается небольшое отставание от графика, но к концу года два судна будут спущены на воду. Эксплуатантов, управляющих морскими судами, пока нет, наверняка будет объявлен конкурс. Но есть структура, выступающая заказчиком, которая формирует требования к таким судам.

На вопрос участия области в эксплуатации судов Спиченко сиюминутно не ответил, пообещав подготовить подробную информацию позднее.

Авиамаршрут Шахтерск – Хабаровск. Этот рейс субсидированный (федеральный бюджет).

Решение вопроса – за специальной комиссией, в полномочия которой входит отбор авиаперевозчиков, имеющих право на субсидии. Заседание комиссии ожидается в середине февраля.

Востребован сахалинцами и рейс Южно-Сахалинск – Новосибирск, но высока стоимость авиабилетов (около 34 тысяч рублей). Может ли региональное правительство повлиять на получение субсидий и на этом направлении?

К сожалению, и здесь решающее слово – за комиссией Росавиации, созданной министерством транспорта РФ. Это она определяет перечень субсидированных маршрутов.

О строительстве аэровокзала в Южно-Сахалинске. Работы на данном объекте, заверил Спиченко, продолжаются.

Ведутся переговоры по входу в проект солидного российского оператора, который профессионально занимается хабами (узловыми аэропортами). 

Планово комплекс должен быть принят в эксплуатацию в конце 2020 года, но, вероятно, сроки сдвинутся. Дело в том, что в процессе строительства был изменен первоначальный проект, что недопустимо.

В данный момент ведется экспертиза всех ранее принятых решений. После заключения экспертов определится и окончательный срок сдачи объекта. Возможно, 2021 год.

Внешний вид комплекса меняться не будет, разве что добавится четвертый выход в северной его части.

Возникла дискуссия по ожидаемому пассажиропотоку. По статистике, говорили депутаты, в 2019 году услугами воздушного транспорта воспользовались 1,5 млн человек. Изначально новый аэровокзал планировался на обслуживание 3 – 3,5 млн пассажиров, сейчас речь идет о 5 млн. Реален ли такой рост?

Целесообразность перспективного развития есть всегда, ответил министр. Такая оценка дается экспертными организациями. Более того, недавно на Сахалине побывала делегация из Таиланда, в составе которой – бизнесмены, инвесторы, которые участвуют в проектах мирового масштаба.

Они видят перспективу 12 млн пассажиров. Таково их оценочное мнение.

За счет кого планируется рост пассажиропотока? Население местное не прибывает, новых дополнительных рейсов нет – сомневались депутаты.

Но Спиченко отметил некую особенность сахалинцев, подвижность которых в разы выше, нежели в Хабаровском или Приморском краях. Это во-первых. Во-вторых, расчет ориентирован и на транзитные и туристические пассажирские потоки.

Обозначены проблемы автоперевозок. Много жалоб от жителей Лиственничного. По словам вице-мэра администрации Южно-Сахалинска Александра Гринберга, участник перевозок на данном направлении – маршрут 11, сейчас он передается муниципальной транспортной компании для повышения уровня обслуживания.

Уже разрабатывается новое расписание (с учетом пожеланий жителей). Но нужно расширять разворотную площадку под большие автобусы. Видимо, это будет сделано в летний период.

Следующие по этому же маршруту автобусы 10, 71 останавливаются, не доезжая до Лиственничного, у бывшего поста ГИБДД, далее люди вынуждены идти пешком.

Но и здесь, говорит Гринберг, дело в разворотной площадке и, следовательно, в безопасности движения.

К слову, о безопасности. На наших дорогах еще много микроавтобусов, иным водителям закон не писан. Разговоры по телефону во время движения – массовое явление.

К сожалению, ответил Гринберг, у муниципальной транспортной компании, где к водителям жесткие требования, не хватает транспортных средств для того, чтобы обслуживать все маршруты.

Приходится заключать договоры с частными перевозчиками. При проведении конкурсов в обязательных условиях прописаны все требования к подрядчикам (штрафные санкции, порядок расторжения договора и прочее).

Мэрия тесно работает с профильным региональным министерством, из областного бюджета выделяются средства на приобретение новых автобусов, что позволяет более цивилизованно обслуживать маршруты.

Еще один момент. В вечернее время сложно «поймать» городской автобус – они идут в парк. Вице-мэр подтвердил, что к 23 часам количество рейсов уменьшается, поскольку уменьшается и пассажиропоток.

Кроме того, трудовым законодательством определено рабочее время водителя, находиться на маршруте больше положенного он не имеет права.

В муниципальной компании существует кадровая проблема, а желающих сесть за руль не наблюдается – несмотря на хорошую, по мнению чиновника, зарплату.

О такси. Ранее в областном центре был свой таксопарк – с установленным порядком, приличными машинами, грамотными водителями. Почему бы не вернуться к «хорошо забытому старому»?

Гринберг ответил, что сделать весь транспорт государственным невозможно, в этом секторе все равно должны работать (до 20 процентов) частники. Это во-первых.

Во-вторых, на уровне Российской Федерации принимается документ о государственном регулировании перевозок пассажиров и багажа легковым транспортом. Там есть много «полезностей», которые позволят сделать таксомоторный вид транспорта более удобным. Ждем-с.

По словам вице-мэра, в целом в вопросах автобусного движения власть ориентируется на запросы пассажиров, прислушивается к их пожеланиям.

Так, недавно добавлен еще один утренний рейс на Синегорск. В салоне, правда, всего два-три человека, но мэрия идет навстречу гражданам.

Лариса Пустовалова.