В островной области пройдут соревнования международного уровня, которых раньше на Дальнем Востоке не было

60
Директор СТК «Горный воздух» Андрей Кораблев.

Об этом на минувшей неделе известила пресс-служба Корпорации развития Дальнего Востока, подчеркнув, что такие возможности появились у островного региона благодаря режиму преференций, созданному на территории опережающего развития «Горный воздух».

Канатная дорога на горе Красной

Эффект преференций
В феврале 2020 года в регионе пройдет этап Кубка мира по горнолыжному спорту среди паралимпийцев.

Принято решение о проведении на острове в 2021 году вторых зимних международных спортивных игр «Дети Азии».

Кроме того, рассматривается возможность проведения здесь в 2024 году первенства мира по горнолыжному спорту среди юниоров.

Как известно, до последней реконструкции спортивно-туристический комплекс «Горный воздух» располагал двумя гондольно-кресельными и двумя бугельными канатными дорогами, 14 трассами протяженностью 21 км и системой искусственного оснежения западного склона горы Большевик.

Совершенствование инфраструктуры в рамках программы развития СТК «Горный воздух» позволило обустроить 12 км новых горнолыжных трасс, расширить систему оснежения склонов, проложить пешеходные тропы и велосипедные трассы, построить две новые канатные дороги.

Удалось также установить трансформаторные подстанции мирового класса. Их по уникальным технологиям без вмешательства человека десять лет будет обслуживать автоматика. А срок эксплуатации по гарантии производителя и того больше, он определен в 15 лет. Все это работает на снижение эксплуатационных затрат.

По серпантину – к вершине
Сейчас современная горнолыжная инфраструктура создается на горе Красной.

Расстояние от Южно-Сахалинска до подошвы этой горы немногим более четырех километров.

По технологической дороге вдоль реки Еланьки (в верховьях она именуется Макаровкой) автомобиль достигает цели за считанные минуты.

Эту старую японскую дорогу работники СТК «Горный воздух» своими силами и за свой счет отсыпали щебнем, утрамбовали, сделали водоотведение и поддерживают в нормальном состоянии.

Как рассказал директор СТК Андрей Кораблев, при создании технологического подъезда валки леса не было.

Вырубке подлежали только деревья, предписанные к сносу региональным министерством лесного хозяйства.

Еще пять километров по серпантину склона – и вот она, почти 800-метровая вершина, в пасмурную погоду соседствующая с нижней кромкой облаков. Панорама Сусунайской долины и хребтов пленяет красотой и захватывает дух.

В начале нынешнего года Главгосэкспертиза России рассмотрела проектную документацию и результаты инженерных изысканий на строительство пассажирской подвесной канатной дороги на горе Красной.

Эксперты проверили достоверность определения сметной стоимости проекта и выдали положительное заключение на сооружение канатной дороги длиной 2376,21 метра с шестиместными отцепляющимися креслами.

На сегодняшний день на Красной построена спроектированная в новом техническом варианте канатная дорога и горнолыжная трасса на северном склоне, ее обустроила подрядная организация ООО «Сахалинстройальянс».

За речкой Макаровкой расчищена площадка для нижней станции канатной дороги «Юг». В 2020 году на объекте завершатся проектные работы.

Бульдозерист Максим Мамерзаев.

На очереди – электричество и связь
Еще на горе Красной предстоит выполнить не только инженерную защиту территории, но и подвести к канатной дороге электричество с южной подстанции.

Согласно договору эту работу выполнит ПАО «Сахэнерго». Резервный 13-тонный дизель-генератор уже установлен.

– Обычно такое оборудование доставляют вертолетом, – рассказал Андрей Кораблев. – Хабаровские авиаторы запросили за услугу 6 млн. рублей.

Пришлось обходиться своими силами. С помощью двух бульдозеров и экскаватора полтора дня затаскивали дизель-генератор на гору. А потом таким же образом доставляли кран.

Когда здесь появятся электричество, связь, дороги, это место будет активно развиваться и как инвестиционная зона, и как зона общественного спортивного экоотдыха.

Здесь красиво, и на этом можно зарабатывать. Только надо привести все в порядок.

По мнению Андрея Кораблева, на это потребуется лет пять. Причем первым делом на законодательном уровне необходимо решить проблемный вопрос: как в окрестностях горы Красной убрать 80 га леса, поваленного ураганом 2 октября 2015 года?

Тысячи погибших деревьев создают высокий риск лесных пожаров и становятся рассадником вредителей леса. Да и туристам не в удовольствие созерцать гигантские масштабы стихийного бедствия.

Рабочая группа депутатов областной думы, выезжавшая на строящиеся объекты СТК «Горный воздух», прониклась остротой проблемы ветровала и решила в ближайшее время обсудить ее со специалистами, представителями министерств и ведомств.

Сегодня в штате СТК «Горный воздух» – 156 человек. Им помогают волонтеры и сезонные рабочие из областного центра.

– Они искренне любят и ценят Сахалин, природу и работу, – говорит Андрей Кораблев. – Есть среди них спасатели, энергетики, представители всех служб, занятых в этой работе. Это энтузиасты.

Другие здесь не выдерживают и не остаются. Очень тяжелый труд – работать в сопках, на удалении от города.

Что тормозит?

ОАУ СТК «Горный воздух» – государственное бюджетное учреждение. Оно не входит в структуру одноименной территории опережающего развития (ТОР).

Однако 3 тыс. га земель, переданных СТК в пользование, отнесены к ТОР. Почему? Вопрос к тем, кто задумывал проект модернизации горнолыжного курорта на Сахалине.

По словам Андрея Кораблева, есть в этом и плюс, и минус. Плюс: подрядчикам облегчена первая позиция – строительство нулевого цикла.

Минус: выдача техзаданий и всех разрешительных документов на деятельность на землях ТОР идет только через Москву.

По регламенту на процедуру отводится 10 суток, у Москвы на это уходит три месяца. А строительный сезон на сопках Сахалина – всего четыре месяца.

Из-за чего островитяне, отправив документ в столицу, порой приступают к работе без разрешительного документа. И… получают штрафы.

По этому поводу руководство СТК обращалось в минвостокразвития РФ. Там признали, что, когда готовили закон, не учли региональные особенности.

Признали, но, к сожалению, пока поправки в правовой акт не внесли, констатирует Кораблев и продолжает:

– Одновременно эксплуатировать СТК, проводить международные соревнования и строить новые объекты от канализации до газа (их в этом году 42) – организационно напряженная работа.

Управлять огромным разбросанным комплексом сложно. Но начатое дело того стоит, и его надо доводить до конца.

И не только потому, что горнолыжный курорт в черте областного центра станет притягательным местом для гостей острова, но и главным образом для населения региона, для детей и молодежи.

Начало – половина целого

Начиная с 2016 года затраты на модернизацию горнолыжного курорта составили около 6 млрд бюджетных рублей.

Недавно областная контрольно-счетная палата проверила эффективность их использования автономным учреждением СТК «Горный воздух» и не обнаружила нецелевого использования денег.

На дальнейшую модернизацию горнолыжного комплекса в областном бюджете-2020 ориентировочно закладывается около 1,5 млрд рублей.

Что касается ТОР «Горный воздух», то, по информации пресс-службы Корпорации развития Дальнего Востока, до 2021 года в развитие инфраструктуры территории опережающего развития будет вложено свыше 10 млрд рублей.

В свою очередь, руководство ТОРа готово предоставить специальный режим для инвесторов с налоговыми льготами и прочими преференциями.

Конечно, прогнозы самоокупаемости горнолыжного курорта пока строить рано. Надо завершить весь комплекс работ, тем более что полпути пройдено, а другой равнозначной спортивно-туристической достопримечательности на острове нет.

Людмила Николаева.

Справка
Андрей Кораблев – сахалинец, инженер-конструктор, выпускник Дальневосточного государственного технического университета. Опытный управленец.

Работал главным инженером спортивно-туристического комплекса «Горный воздух». Без малого пять лет директор этого областного автономного учреждения.