В поисках разгадки тайны. 75 лет назад американские подводные лодки топили японские и советские суда

Во время съемки документального фильма «Тайна мыса Анастасия» сахалинец Александр Зарчиков не только нашел в Анивском заливе затонувший в 1945 году японский военный корабль CD-112, но и совершенно неожиданно для себя прикоснулся к неизвестной ему истории собственной семьи.

Фильм снимается по литературному сценарию, написанному сахалинским краеведом Александром Челноковым. В нем события последних месяцев второй мировой войны в морях Дальнего Востока связаны с современной жизнью на Сахалине. Герои фильма – молодые люди, которые интересуются историей, и участники морских сражений 1945-го.

Информация о том, что CD-112 затонул у мыса Анастасия, была известна давно. И краевед Челноков не раз высказывал мысль о том, что следовало бы заняться поиском этого корабля. В разных источниках даже указывались примерные координаты ушедшего под воду судна. Более точные сведения удалось найти в обнаруженных весной этого года отчетах Юджина Флаки, командира американской подлодки SS220 «Барб».

По данным историков, кораблекрушение произошло 18 июля 1945 года. Американская подводная лодка «Барб» патрулировала вдоль линии Вакканай – Отомари на границе залива Анива и пролива Лаперуза. Паром «Соя Мару» следовал из Отомари (Корсаков) в Вакканай под охраной эскортного корабля CD-112.

Тип японских эскортных судов кайбокан, к которым принадлежал CD-112.

Командир подлодки Юджин Флаки предпринял две торпедные атаки – первую на военный корабль, вторую на паром. Торпеда попала в корму CD-112, туда, где находились глубинные бомбы. Произошел сильный взрыв. У корабля оторвало часть кормы, после чего он встал вертикально и начал быстро погружаться в морскую пучину. Из 199 членов экипажа были спасены только четыре человека. Торпеды, предназначавшиеся парому, прошли мимо. Судну удалось вернуться в Отомари.

«Мышка поймала кошку», – говорил Александр Челноков, так как японский эскортный корабль был создан именно для охраны конвоев от вражеских подлодок.
Поиск CD-112 начали с июля этого года. Краевед Челноков не дожил до этого дня.

Помимо кинематографистов в экспедициях участвовали дайверы, краеведы, ученые, их бескорыстный энтузиазм очень помогал делу, как и штурманские знания Александра Зарчикова – моряка по образованию и опыту. Было известно, что в этом же районе подводной лодкой «Барб» было потоплено транспортное судно «Саппоро Мару № 11».

В июле, августе и сентябре с помощью сонаров было проведено исследование дна в районе предполагаемого места гибели кораблей. Отработаны площадки в несколько квадратных километров. Проведены теоретические расчеты, учитывающие разницу в современной картографии и в координатной сетке американских карт 1943 года, особенности течения и возможность ошибок в счислении подводников во время атак.

– И 22 ноября благодаря усилиям группы исследователей, находившихся на борту судна «Диабаз» «Тихоокеанской инжиниринговой компании», мы обнаружили находку, – рассказывает Александр Зарчиков. – Конечно же, для полного завершения исследования требуется экспедиция с погружением и съемкой найденного корабля.

Необходимы специализированное водолазное оборудование и команда аквалангистов, способных работать на сорокаметровой глубине. Или специализированный беспилотный подводный аппарат.

По международному праву затонувший корабль CD-112 является воинским захоронением иностранного государства и имеет статус неприкосновенности. Команда исследователей и авторов фильма намерена передать сведения о находке родственникам погибших, которые, наконец, узнают, где покоится прах их отцов, дедов и прадедов.

Кому и зачем это нужно?
Исследовательская работа по изучению родного края помогает понять, что ты живешь не в вакууме, все вокруг наполнено событиями, судьбами, радостными и трагическими переживаниями людей, которые открывали, изучали, осваивали и защищали наши острова. О них важно знать и помнить. Без этого не появится чувство Родины. И я пытаюсь внести в копилку памяти свою пусть небольшую лепту, – размышляет режиссер.

У мыса Анастасии.

Гибель «Трансбалта»
Работая над фильмом, Александр Зарчиков прочитал книгу Аллы Паперно «Ленд-лиз. Тихий океан». В этой части света в годы второй мировой войны морским путем шли грузы военной помощи СССР от стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. В основном из Америки. Одна из глав книги посвящена гибели «Трансбалта» – самого большого корабля советского транспортного флота, который был торпедирован и затонул в Японском море в ночь на 13 июня 1945 года.

Он шел из Сиэтла на Владивосток. Экипаж – почти сотня человек. Владимир Панков в свои неполные семнадцать лет работал здесь кочегаром 2-го класса.

На обратном пути из США, когда проходили пролив Лаперуза, Володя Панков и Иван Литвиненко стояли вахту с 0 часов до 4-х. В полчетвертого, как положено, пошли будить сменщиков. Кочегары этой смены жили в носовой части судна. Володя заглянул в 12-ю каюту: «Вставайте, пора!», и только закрыл дверь — удар, такой хлесткий. Ему показалось, пароход заскакал, подумал: «Ударились о скалу, что ли?». Шагнул к соседней каюте кочегаров, и тут — второй удар. Посыпались колпаки от ламп в коридоре, запахло взрывчаткой. Понял: «Трансбалт» торпедирован.

Фото: russian7.ru

Команда была натренирована. Капитан часто проводил учебные тревоги. Наверняка это помогло максимально в подобной ситуации организовать эвакуацию экипажа в шлюпки. Буквально через 10 минут с момента торпедирования раздался страшный грохот — «Трансбалт» разломился. Корма уходила в воду, сильно заваливаясь на правый бок. Нос задрался и так, почти вертикально, скрылся под водой.

Володя, голый до пояса, сначала сидел на борту шлюпки, потом ему дали какую-то банку, и он все время вычерпывал воду. Но поступала она, по его словам, не от того, что была течь, а потому, что шлюпку захлестывало волной, — к полудню всерьез заштормило, ветер задул ледяной. Кто-то, добрая душа, передал ему свитер. Свитер тут же намок…

Через какое-то время рыбацкое суденышко кавасаки — парусно-моторный бот, взяло две шлюпки на буксир и всю ночь и еще полдня тащило их до японского порта на Сахалине Хонто (сейчас Невельск). Японцы оказали им помощь, а через 18 дней их забрал пришедший из Владивостока советский корабль.

Спасшиеся члены экипажа считали, что их потопила японская подводная лодка. Со временем выяснилось, что «Трансбалт» по ошибке был торпедирован американской подлодкой «Спейдфиш».

Фото: en.m.wikipedia.org

Кинодокументалист Александр Зарчиков, заинтересовавшись судьбой Панкова, обнаружил в интернете адресованное ему поздравление с 90-летием от коллег по пароходству. И даже встретился с ним в Москве.

По рассказу старого моряка, во время гибели «Трансбалта» он сильно застудил легкие. Но вопреки советам врачей закончил Ленинградскую консерваторию и работал оперным певцом – сначала в Челябинске, а затем в столице. А в 1974 году в качестве директора съемочной группы киностудии «Экран» даже приезжал на Кунашир снимать извержение вулкана.

Заочная встреча с дедом
В разговоре с Владимиром Панковым выяснилось, что тот работал на либерти «Степан Разин» вместе с дедом кинодокументалиста Константином Павловичем Карпейчуком.

– Я никогда его не видел. Но возможно, на генетическом уровне унаследовал от него тягу к творчеству, любовь к морю, флоту, – рассказывает Александр. – Думаю, дед был веселым человеком, ведь он, как в известной песне, Константин из Одессы. Был одновременно технарем и творческим человеком: сочинял стихи и работал судовым механиком. В начале Великой Отечественной оказался на Дальнем Востоке.

После войны старший Карпейчук трудился в рыболовном флоте и в 1959 году даже был героем публикаций в корсаковской газете «Знамя коммунизма».

– Мой дед и Панков, наверное, порадовались бы, узнав, что мы ведем поисковую работу и уже нашли один затонувший корабль, – говорит Александр Зарчиков. – Но, к сожалению, их уже нет с нами – Владимир Александрович тоже ушел из жизни, буквально через 10 дней после нашей встречи. Возможно, когда-нибудь нам удастся найти и нашу советскую подлодку «Л-19», пропавшую в этих водах где-то между Сахалином и Хоккайдо. И грузовое судно «Саппоро Мару №11».

Беседовал Даниил ПАНКСТЬЯНОВ.