В «свободном плавании» как бы не утонуть…

На состоявшемся 26 октября внеочередном пленарном заседании облдумы ключевым, без сомнения, стал вопрос о реформировании системы управления финансами области в 2006 – 2008 годах. Проект соответствующей целевой программы, разработанный администрацией области, и был вынесен на суд депутатов. И суд этот был строгим, но об этом чуть позже. А сейчас очень коротко о самой программе, довольно обширной, включающей в себя восемь блоков – от реформы бюджетного процесса и управления расходами, административной реформы до совершенствования межбюджетных отношений. Цели, как водится, заявлены благие: обеспечить население высококачественными бюджетными услугами за счет обоснованного распределения финансовых ресурсов. А для этого, в частности, надобно преодолеть государственную монополию на оказание данных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания. Сегодня организации – производители услуг находятся в ведомственной подчиненности управлений и комитетов обладминистрации. И, по сути дела, гарантирована оплата этих услуг из бюджетов вне зависимости от их объема и качества. Негосударственных же учреждений на данном рынке практически нет, хотя именно они наиболее мобильны с точки зрения смены направлений оказания услуг, маневренны в условиях недостатка ресурсов и экономичны в расходах. Кроме того, по утверждению разработчиков программы, нужно учесть следующее обстоятельство: за результаты финансовой деятельности негосударственных организаций (в частности, по их долгам и обязательствам) бюджет ответственности не несет. А вот финансовые просчеты руководителей бюджетных учреждений оборачиваются реальными потерями для региональной казны. Дабы уменьшить нагрузку на нее, и предлагается – в порядке эксперимента – ряд бюджетных учреждений отпустить в «свободное плавание» и подготовить таким образом платформу для более широкого привлечения негосударственных организаций к оказанию общественных услуг  в рамках государственного заказа.
Собственно, именно этот раздел проекта программы и стал предметом горячего обсуждения. Но прежде чем озвучить полярные мнения депутатов, замечу, что,  разработав проект программы, администрация области намерена участвовать в конкурсе, проводимом минфином на получение субсидий из федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов. Цена вопроса – 160 млн. руб.
Отчасти вокруг этой цифры и разгорелись страсти. Мол, центр, попросту говоря, «покупает» нас, заручившись обещанием приватизировать бюджетные учреждения, и никакой реальной реформы в программе и не прослеживается. «Сбросить» в разряд негосударственных учреждений, скажем, театральный Чехов-центр или санаторий «Аралия» – дело нехитрое, но как это скажется на населении – потребителе услуг? Ведь не секрет, что, несмотря на внешне благополучные статистические показатели, реальная платежеспособность основной массы граждан не столь уж высока. Так что, по образному выражению одного из депутатов, данная программа вредна для области, и не надо нам торопиться (то есть быть в числе 10 субъектов РФ, претендующих на грант в сумме 160 млн. руб.) и толкать голову  в петлю. Да еще и со своей «веревкой»…
Быть может, для других, более близких к центру регионов перевод бюджетных учреждений в негосударственные и приемлем, вторили ему другие народные избранники. Скажем, для городов-миллионеров, где уж точно не один санаторий и у людей есть возможность выбора, где поправить свое здоровье. Да и уровень доходов у населения реально повыше. У нас-то он  в основном «растет» в сфере реализации нефтегазовых проектов, и перекладывать на людские плечи все платные услуги – опасная тенденция. Так и до социального взрыва недалеко… А ведь далее процесс неизбежно распространится и на муниципальные образования! А в проекте программы, однако, нет анализа их состояния: какова кредиторская задолженность, способны ли они предоставлять бюджетные услуги, в каком объеме и т. д. Кстати, на сегодня  в области нет и основы основ –
региональных социальных стандартов, перечня социальных услуг, которые могут предоставляться негосударственными организациями.
Словом, часть депутатов идею скорого реформирования не одобрила. Не помогли и ссылки на то, что в негосударственные будут преобразовываться только высокодоходные учреждения. В качестве горького примера звучал горводоканал областного центра…
Однако среди народных избранников нашлось и немало сторонников программы (в основном, замечу в скобках, это промышленники и единороссы). Говорили о том, что затевается полезное дело, тем паче что за него еще и 160 млн. руб. могут «приплатить». Мышление людей меняется, наиболее их «продвинутая» часть стремится самостоятельно зарабатывать деньги, и власть должна им помочь двигаться далее по рыночным рельсам. Звучал горячий призыв голосовать за программу аж сразу в двух чтениях – и свет зеленый тем, кто жаждет перемен! А то ведь в той же горбольнице, по выражению одного из депутатов, средневековье, да и только! К тому же сохраняется система государственного заказа – то есть определенный набор услуг для определенной категории населения будет оплачиваться за счет бюджета.
И все-таки, как выяснилось после многочасовых дебатов, программа не набрала необходимого количества голосов. Не помогло и переголосование по этому вопросу – сторонников у реформаторов не прибавилось. В итоге приняли «соломоново решение»: снять вопрос с обсуждения…
Впрочем, по большому счету, отсутствие данной программы вовсе не спасет финансовую систему от реформирования, поскольку принят федеральный закон об автономных учреждениях. Откликов  в обществе он пока не вызвал, хотя и предполагает революционные перемены: в «свободное плавание» могут отправиться школы, клубы, театры, больницы… Такова государственная политика, и навряд ли чаша сия минует и наши острова.
Вот только неясно: чего ради при преобразовании бюджетных учреждений в негосударственные налогоплательщик должен содержать армию чиновников в отраслевых управлениях, департаментах, отделах и т. д.? Не лучше ли оставить нам  в таком случае часть взимаемых налогов, чтобы мы сами оплачивали социальные услуги?
Л. ПУСТОВАЛОВА.