Во второй половине XX века рыбная отрасль Сахалинской области и в целом Дальнего Востока развивалась мощно и стремительно. Постоянно обновлялся и наращивал свою численность рыболовный флот, осваивались всё новые районы промысла, расширялся и перечень объектов лова.
Закономерно встал вопрос о налаживании переработки рыбы и прочих морепродуктов не на берегу, а прямо в море. Чтобы флот не отвлекался на доставку уловов к берегу и возвращение к месту промысла. Так и началось формирование флота плавбаз – по сути, плавучих рыбоперерабатывающих заводов. Некоторые из этих гигантов достигали высоты девятиэтажного дома и имели водоизмещение до 27 тыс. тонн.
Во многом благодаря такому подходу советским рыбакам удавалось выполнять и перевыполнять планы, бить рекорды. Особенно успешным для рыбаков всего СССР выдался 1988 год, когда был поставлен рекорд: общий улов рыбы составил 11,5 млн тонн.
Одна из плавбаз носила название «Южно-Сахалинск». Её построили венгерские корабелы на верфи Венгерского судо- и краностроительного завода в 1953 году. К слову, в том году была построена серия из семи судов такого типа. Все они по категории ледовых усилений были предназначены для неарктического плавания и были способны передвигаться в мелкобитом разряженном льду неарктических морей, не более того. Плавбаза «Южно-Сахалинск» выработала свой ресурс и была утилизирована в 1984 году.
Сошедший со стапелей в Будапеште «Южно-Сахалинск» сначала был приписан к порту Петропавловска-Камчатского, а в 1973 году – к сахалинскому порту г. Холмска.
Позже, с развитием флота, к делу приступили большие морозильные рыболовные траулеры, способные не только перерабатывать, но и самостоятельно добывать рыбу и другие водные биоресурсы. Но это уже следующая страница истории.
Николай ПИТЕРСКИЙ.