В зеленой дымке ХХ столетия. Репортаж из галереи одного художника

«Как научиться так рисовать?..».

«Глядя на картины грузинского художника, еще раз осознаешь, как здорово мы жили единой семьей, единой культурой, обогащавшей друг друга. Спасибо за просветительскую деятельность и культуру обслуживания…».

(Из отзывов посетителей галереи).

Искусство – праздник, который всегда рядом с нами. Другое дело, что мы, погруженные в будни, порой даже об этом не догадываемся. Пока однажды судьба или случай не откроют нам двери в мир неустанных поисков, дополнительных смыслов и удивительных чувств. Произойти это может где угодно и когда угодно, главное – быть готовым к этой встрече. И постараться ее не пропустить.
Познакомиться с творчеством известного сахалинского художника Гиви Манткавы мне помогла Наталья Суворова. Мы переходим от картины к картине, и перед каждой из них меня ожидал увлекательный рассказ.
– Вы знаете, о чем чаще всего меня спрашивают те, кто приходит к нам в галерею? Люди интересуются, известно ли мне что-нибудь о человеке, который изображен на той или иной картине. Да вот же, например, – мы останавливаемся перед очередным полотном.
Картина называется «Актриса».
История этой женщины, в прошлом очень известной на Сахалине, весьма трагична. Она не для широкого обсуждения, поэтому мы не называем ее имя…
Откуда столько печали в ее лице? Что произошло или должно произойти в жизни этой красивой женщины?
И для чего размещена в верхнем правом углу «Иветт Гильбер, поющая «Linger, longer, loo» – копия картины великого французского художника (XIX век) Тулуза Лотрека?
Об этом можно думать часами и не находить ответа. Здесь остается лишь догадываться. На то оно и искусство: его не объяснишь словами. Искусство признает одну-единственную оценку – ту, что подсказывает твоя душа.
– Эта картина попала в галерею, когда актрисе было уже за восемьдесят, – продолжает Наталья, – она пришла к нам с печальной историей. Сказала, что дни ее сочтены, она одинока и рядом нет никого из тех, кому она могла бы доверить картину.
Когда я знакомлю посетителей с этой работой, всегда чувствую глубокую ответственность перед той, чей портрет художник написал почти шестьдесят лет назад.
Наталья Суворова – экскурсовод Сахалинского областного художественного музея, работает в галерее художника Гиви Манткавы в бизнес-центре «Лада». Единственной в своем роде – галерее одного художника, созданной родными и друзьями мастера после его ухода из жизни.
– Вот картина, которую по праву можно назвать символом Грузии. — Наталья подводит меня к портрету женщины в традиционном грузинском наряде, изображенной в профиль. – Вы чувствуете, что она смотрит на вас? Художнику удалось передать этот взгляд… В чем секрет? Несколько лет назад картину хотели купить за очень большие деньги, но семья решила оставить ее там, где жил и работал мастер.
При взгляде на портрет не покидает чувство, что женщина и в самом деле краешком глаза смотрит на тебя… Ах уж эти грузинские женщины! Впрочем, национальность здесь не играет никакой роли.
Художник Гиви Манткава родился и вырос в Тбилиси. Но почти всю жизнь прожил на Сахалине. Именно здесь были написаны лучшие его картины, которые находятся не только в сахалинских музеях, но и в музеях, частных коллекциях в России и за рубежом.


Впрочем, о Грузии он никогда не забывал. Одна из его ранних картин называется «Пастух». На небольшом полотне — типичный грузинский батоно в черной бурке — набади – с посохом в руках.
Трудно рассказывать о художниках, тем более о таких, как Манткава, писавшем в самых разных техниках: маслом, гуашью, темперой, фломастером…
Сахалинцам он известен не только по выставкам, по многочисленным публикациям, теле- и радиопередачам.
– Время от времени мы меняем экспозицию, – продолжает Наталья. – В основном из тех работ, что хранятся в семье, в фондах областных музеев, в частных коллекциях. За то время, что я здесь работаю экскурсоводом, в нашей галерее побывало более тридцати тысяч человек. В том числе студенты, учащиеся техникумов, школьники, гости области. Кстати, посещение галереи бесплатное.
Благодаря грантам, помощи областных музеев наши выставки побывали практически во всех населенных пунктах вокруг Южно-Сахалинска. А также в Долинске, Охе, Александровске-Сахалинском, Холмске, Тымовском. В Невельске, Корсакове и Поронайске – по два раза.
Готовить экспозицию и открывать выставку «Жизнь глазами художника» в Александровск-Сахалинский областной художественный музей командировал Наталью Суворову и художника-реставратора Татьяну Мурашеву. Их помощь коллегам была очень важна. Особенно если учесть волнение директора музея Темура Мироманова (кстати, музейщика в третьем поколении), который сказал на открытии:
– Я давно мечтал об этом. Выставку такого уровня мы принимаем впервые.
Более шестисот человек стали ее посетителями. А Наталья Суворова провела для коллег из литературно-исторического музея «Чехов и Сахалин» занятие на тему «Живопись Гиви Манткавы. Восприятие экспозиций посредством диалога с посетителями».
– Одна из выставок в галерее называлась «Картина в доме» – из частных коллекций. Признаться, она далась нам нелегко. Не все с готовностью соглашались расстаться, хоть и на время, с семейными реликвиями.
А с сентября 2015 года галерея реализует программу «Картина в школе». Разработана она была после обращения педагогов с предложением ввести в программу обучения знакомство с творчеством сахалинских художников. Ребята получили возможность увидеть подлинники картин Манткавы и стать участниками их обсуждения.
– Детское восприятие целиком совпало с нашими ожиданиями, – отмечает моя собеседница.
В центре детского творчества (в группе журналистики) было организовано интересное занятие – «Диалог с картиной». Юные журналисты переносили на бумагу свои впечатления от работ художника, а лучшие из их работ позже публиковались в газетах.
Еще один интересный проект был реализован на базе изостудии «Шедевр» под руководством преподавателя Сергея Доронина. Семья художника передала более сотни рисунков, которые стали для юных художников своеобразным учебником. Дети старались рисовать пейзажи, натюрморты и портреты в «технике Манткавы». Итогом творческого союза стала выставка их рисунков.
– Я каждый раз рассказываю о художнике по-своему, экспромтом, у меня нет готовых клише, – говорит Наталья. – Помимо экскурсии в галерее я стараюсь бывать в школах. Знакомлю с творчеством художника, показываю слайды… А дети пишут сочинения-отзывы. В них искренняя благодарность за то, что они увидели и услышали. В 26-й школе, например, выездную выставку посетило около семисот ребят.
И еще интересная деталь. Есть у Манткавы работа без названия – обычный городской пейзаж. В гимназии им. А. С. Пушкина состоялось ее обсуждение. И детям было предложено дать картине название. Выбрали лучшее – «В зеленой дымке ХХ столетия».
…Перед входом в галерею выставлен мольберт художника. За ним он работал много лет. Невозможно представить, сколько было продумано за этим мольбертом, сколько пережито, сколько мыслей и чувств воплотилось в полотна, которые до сих пор нас удивляют, волнуют, радуют…
Художники уходят, картины продолжают жить.

Игорь КАЛИНИН.