Вечерний город-призрак

Не ограничивайте нас в передвижении!

История в общем обыденная, но наталкивающая на размышления о том, какая в действительности вызывающе-парадоксальная обстановка сложилась в Южно-Сахалинске с общественным транспортом.
Около месяца назад я возвращалась вечером из фитнес-центра. В 22.15 подошла к остановке возле кинотеатра «Комсомолец» и стала спокойно ждать последний автобус маршрута № 10. На остановке стояло человек пять, вышли из кинотеатра люди с последнего сеанса. По прошествии более часа стало понятно, что автобусы больше не ходят. До птицефабрики путь неблизкий, да и небезопасный (нет освещения, тротуаров), поэтому оставался один выбор – найти такси. Благо они мелькали то здесь, то там, оставалось прочитать номер на машине и сделать заказ. Стоимость поездки до птицефабрики продолжительностью пять минут на такси «Эко-сити» обошлась в 280 рублей. В других фирмах цена аналогичного маршрута составляет 250 рублей.
А теперь давайте рассмотрим историю немного под другим углом и зададимся вопросами. Например, почему в Южно-Сахалинске общественный транспорт рано прекращает работу, в то время как многие культурные учреждения работают до 22.00 и позже (фитнес-клубы, кинотеатры, ледовая площадка, на которой сейчас проходят хоккейные матчи)? Почему сложилась транспортная система, когда уже в 21.00 – 22.00 в городе нет другого доступного способа передвижения, кроме такси?
Это, безусловно, комфортный вид транспорта и нужный, но, когда у людей нет альтернативы передвижения по городу, стоимость услуг в 250 – 280 рублей необоснованно высокая! Не каждая семья и не каждый житель отдаленных микрорайонов Южно-Сахалинска может позволить себе передвигаться регулярно на такси, ведь поездка обойдется в оба конца минимум в 500 рублей. Именно поэтому после 21.00 Южно-Сахалинск напоминает город-призрак с темными пустынными улицами или город, в котором введен комендантский час.
Сама система ценообразования услуг на такси вызывает большие вопросы, после простых арифметических расчетов приходишь к выводу, что фирмы устанавливают тарифы как захотят, лишь бы максимально увеличить прибыль в вечернее время, тем более что конкурента в виде дешевого и доступного общественного транспорта у них в этот период нет.
Среди горожан бытует мнение, что такая ситуация с общественным транспортом создается намеренно.
А какие выводы еще можно сделать, когда фирмы такси растут как грибы после дождя, зарплаты диспетчеров такси доходят до 60 тыс. рублей, а городские автобусы как не ходили в вечернее время, так и не ходят уже десятилетие?
Эти вопросы я решила задать городским и областным властям, косвенно и напрямую занимающимся транспортными вопросами. В департаменте городского хозяйства мэрии, который непосредственно занимается работой общественного транспорта, ответили, что последний автобус маршрута № 10 отходит от конечной остановки в 21.40. Увеличить часы работы в вечернее время невозможно, потому что водители автобусов не могут возвращаться домой в 23.00, это очень поздно. Еще сказали, что готовы рассмотреть этот вопрос, если поступит соответствующее заявление, посетовав, что у них очень скудный бюджет.
В министерстве транспорта ответили, что их функция – выдача лицензий на услуги такси, дальнейший контроль за их работой они не осуществляют, а высказать претензии по тарифам на услуги можно самой фирме (это прозвучало забавно), прокуратуре, МВД и мэру г. Южно-Сахалинска. В МВД я решила не обращаться,  к мэру обратиться косвенно – посредством данной статьи.
В городской прокуратуре сказали, что их задача проверять соблюдение законов, а фирмы такси могут устанавливать такие тарифы, какие захотят. В транспортной прокуратуре ответили, что вопросы такси не в их компетенции, но по поводу ценообразования можно обратиться в управление антимонопольной службы, что я и сделала в конечном итоге.
В ходе общения с этими структурами создалось впечатление, что они выполняют свои задачи, возможно, и хорошо, но за рамками своей узкой компетенции  просто не видят или не имеют возможности видеть картину в  целом.
А картина складывается такая: сложившаяся транспортная система, ограничивая передвижение граждан, ограничивает и их социальную жизнь. А это прямое нарушение конституционных прав граждан на свободу передвижения и свободу в целом.
Хочется спросить надзорные органы, городские, областные власти: когда будет меняться эта ситуация? Или  за защитой прав надо обращаться к гаранту Конституции, как это все чаще и чаще делается в России? Может, надо не латать дыры в устаревшей системе общественного транспорта, а давно принять среднесрочную и долгосрочную программу развития со строительством новых автобусных остановок, новыми автобусными маршрутами, системой контроля за движением автобусов, информационной доступностью для пассажиров?
За последний месяц в Южно-Сахалинске прошли три крупных культурных события с мероприятиями в вечернее время. К сожалению, социальная составляющая  мероприятий оставляет желать лучшего, так как из-за транспортных проблем часть горожан осталась «за бортом» этих праздников.
На Доме правительства области висит лозунг «Люди – главное богатство региона». Может быть, стоит от слов перейти к делу? А на вооружение взять лозунг «Меньше глянца, а больше простых  дел, реально улучшающих жизнь людей»?
Г. ЯГАФАРОВА.
г. Южно-Сахалинск.