Век хосписа не видать

Министры не выполняют поручений губернатора

Нет, не зря существует поговорка о том, что от семи нянек проку никакого! Судите сами: вопросом возведения хосписа занимается тьма-тьмущая государевых людей, а итог, можно сказать, нулевой! В чем еще раз утвердилась автор этих строк, побывав на заседании комитета по социальной политике областной Думы.
В свое время проблему озвучила, будучи вице-губернатором, Л. Шубина, ныне депутат облдумы. Еще в 2006 году она ознакомилась с работой хосписов в Москве и предложила губернатору И. Малахову реализовать идею строительства такого учреждения на сахалинской земле. Поддержки не получила: мол, не шибко богатый областной бюджет подобную нагрузку не потянет.
Шло время, а вместе с ним шла на поправку и областная казна. Одновременно росли заболеваемость и смертность островитян от злокачественных образований. Если в 2008 году на учете в больницах области состояло 7147 онкобольных, то в 2012 году уже 9053. По заболеваемости в 2011 году от новообразований (12,7 на 1 тысячу человек) наш регион лидировал и по России (11,1), и по Дальневосточному федеральному округу (10,4).
Ежегодно на островах умирает около тысячи онкобольных: в 2008 году – 987 человек, в 2012 году – 1169. Уходят они из жизни мучительно, нуждаются в профессиональном уходе, особом лекарственном обеспечении. Далеко не каждому онкологическому больному могут оказать необходимую поддержку родные и близкие. Таким местом, облегчающим страдания, мог бы стать хоспис.
Проблема обрела новое звучание в 2012 году, в канун выборов депутатов облдумы. В частности, ее обозначили на встрече с губернатором А. Хорошавиным активисты Союза женщин России. Глава региона отнесся с пониманием, мол, дело нужное, бюджет крепчает, деньги найдем. Было дано поручение региональному минздраву проработать вопрос и внести свои предложения по открытию на территории области хосписа для онкобольных.
Дело, однако, шло ни шатко ни валко, и депутат облдумы Л. Шубина вступила в переписку с чиновниками. В апреле 2013 года получила ответ из министерства имущественных и земельных отношений области. Исполняющая обязанности министра Л. Голубкина, ссылаясь на департамент архитектуры, градостроительства и землепользования (ДАГиЗ) г. Южно-Сахалинска сообщила, что размещение хосписа предлагается на территории ООО «Голубые ели» и «в настоящее время вопрос о строительстве хосписа правительством области прорабатывается».
В мае 2013 года откликнулся глава министерства строительства области А. Комароми: предложений по выбору земельного участка для размещения объекта от ДАГиЗ г. Южно-Сахалинска в адрес минздрава области не поступало. Определение же сроков строительства возможно только после выбора земельного участка, подготовки медико-технического задания и включения работ по проектированию в адресную инвестиционную программу области.
Понимая, что решение вопроса явно затягивается, депутат Л. Шубина 30 мая 2013 года письменно обратилась к губернатору А. Хорошавину и мэру областного центра А. Лобкину. В частности, напомнила главе региона о том, что в сентябре 2012 года он давал поручение минздраву области проработать вопрос о создании хосписа для онкобольных. Кое-что сделано: изучены возможности использования для этой цели бывшего детского дома «Ласточка»; шла речь и о строительстве хосписа на территориях областного онкодиспансера, бывшей Долинской лесоопытной станции. В итоге в связи со спецификой оказания услуг в хосписе министерство имущественных и земельных отношений по просьбе регионального минздрава обратилось в администрацию г. Южно-Сахалинска с предложением о подборе земельного участка в черте города. Участок определен – территория бывшего пионерского лагеря «Голубые ели». Но в настоящее время он обременен правами третьих лиц. От оперативности решения этого вопроса зависят сроки подготовки медико-технического задания, включение работ по проектированию объекта в адресную инвестиционную программу, отмечает депутат. минимущества просило А. Хорошавина взять решение «земельного вопроса» под свой контроль.
Ответ за подписью исполняющего обязанности председателя правительства области С. Хоточкина не заставил себя долго ждать. В адрес ДАГиЗ областного центра, сообщается в нем, направлено обращение для решения вопроса по освобождению земельного участка (ООО «Голубые ели») в связи с истечением срока договора аренды. Дополнительно минздраву дано поручение совместно с министерством имущественных и земельных отношений решить вопрос о земельном участке под строительство хосписа в срок до 1 июля 2013 года. Кроме того, отметил С. Хоточкин, губернатором дано поручение министерству строительства совместно с администрацией г. Южно-Сахалинска определить альтернативные площадки для строительства объекта.
Вопрос выделения земельного участка для строительства хосписа, уверяет С. Хоточкин, находится на контроле губернатора.
Следующий фигурант «дела о хосписе», исполняющий обязанности мэра областного центра С. Надсадин, похоже, ясности в события не внес. Земельный участок, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования ООО «Голубые ели», отметил он, находится в зоне здравоохранения, где размещение хосписа разрешено. В соответствии с законодательством юридическое лицо обязано переоформить это право пользования на право аренды или приобрести земельный участок в собственность до 1 июля 2013 года.
Однако ООО «Голубые ели» эту предусмотренную законом обязанность не выполнило, за что может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа от 20 до 100 тыс. рублей, соответствующий пакет в ближайшее время будет подготовлен для направления в уполномоченный орган.
Также рассматривается вопрос прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по воле землепользователя – ООО «Голубые ели». Соответствующие переговоры проводятся с учредителями общества. В случае недоговоренности проблема будет решаться в принудительном судебном порядке. Правда, органу власти потребуется доказать факт ненадлежащего использования предоставленного «Голубым елям» земельного участка и неустранения этим ООО указанных обстоятельств после применения к нему мер административной ответственности.
Кроме того, на этой же территории находятся три многоквартирных жилых дома – так называемый поселок Тепловодск. Поскольку строения ветхие, горадминистрация добровольно взяла на себя обязанность по переселению граждан. Квартиры, расположенные на территории ООО «Голубые ели» и принадлежащие обществу, приняты в муниципальную казну. В отношении частных квартир граждан, расположенных в этих домах, заключены договоры мены и оформляется переход права на муниципальную собственность. Все мероприятия, по заверению С. Надсадина, планируется выполнить до 1 августа 2013 года.
Однако все указанные в официальных ответах сроки давно миновали, а дело так и не сдвинулось с места. Что показало и заседание профильного думского комитета, состоявшееся в середине сентября. Участие в нем принимали аж три министра, один замминистра, вице-мэр областного центра, масса прочих чиновников. Вновь речь шла о разных площадках под объект (Долинск, Анива, Синегорск, областной онкодиспансер). Упоминались земли минобороны (на ул. Пограничной, близ областной больницы), но покуда суд да дело, там уже вроде наметилось строительство лечебного учреждения для сотрудников ФСБ. С «Голубыми елями» вопрос с арендой, говорили представители горадминистрации, трудноразрешим, хотя и этот вариант не отвергается… Такое впечатление, что государевы люди заплутали в трех соснах (или елях?) и не в силах определиться. И никакой губернаторский контроль им не указ…
Похоже, у многих членов комитета по социальной политике облдумы голова пошла кругом от этой разноголосицы. Семь нянек, а дитя (хоспис) так и без пригляда! В итоге решено оформить запрос областной Думы на имя губернатора с просьбой направить в адрес депутатов информацию по обозначенному вопросу – одному из важнейших в социальной сфере.
Вот такая грустная история. Куда проще, оказалось, мгновенно решить вопрос о вызывающих сомнение у общественности дорогостоящих приобретениях «Олимпии парка» или морского судна «Поларис», нежели определиться со строительством хосписа для онкобольных.
Л. ПУСТОВАЛОВА.