В конце ноября в обладминистрации прошел «круглый стол» по теме «О введении в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры». Интересная деталь: разговор состоялся по инициативе хозяев, вернее, общественного совета по делам религии при  администрации области, который в ходе коллективного обсуждения попытался выяснить вопрос о необходимости введения нового школьного курса, о возможностях островной системы образования по его внедрению. В работе круглого стола приняли участие представители обладминистрации, департаментов образования области и Южно-Сахалинска, преподаватели СахГУ, директора школ, священнослужители, педагоги, правозащитники и журналисты. Основным докладчиком и, если можно так выразиться, ответчиком на многочисленные и непростые вопросы участников дискуссии  был профессор Московской духовной академии, известный богослов и публицист Андрей Кураев.
Сегодня мы хотели бы представить аргументы обеих сторон – тех, кто выступает за введение нового школьного предмета, и тех, кто против.
«ЗА» – диакон Андрей, Южно-Сахалинская и Курильская епархия православной церкви, большинство педагогов областного центра, преподающих гуманитарные предметы. 
А. Кураев:
– Данный вопрос в последние месяцы приобрел несколько скандальный оттенок. И способствовали этому, во-первых, негативное высказывание министра образования и науки А. Фурсенко по поводу нового школьного курса, а во-вторых, путаница в определении цели этого курса. Он называется совершенно однозначно: «Основы православной культуры», с акцентом на последнее слово. Но чиновники от образования боятся откровенной пропаганды православной религии. Они зачастую отказываются верить, что уже существует такая наука, сформировавшееся научное предание (школа) со своими классиками. Как это ни странно звучит, но эта наука и методология были созданы в советские годы, когда твори-ли А. Лосев, М. Бахтин,
С. Аверинцев, Ю. Лотман,
А. Гуревич, Д. Лихачев,
Б. Успенский. Их аналитико-культурологические труды написаны и изданы в те времена, когда о прямой проповеди не могло быть и речи. Необходимо их язык перевести в язык университетских учебников, а затем учебников школьных. Уникальная методология анализа вышеназванных ученых поможет будущим педагогам избежать прямого религиозного просвещения.
Изучение основ православной культуры очень необходимо нашим детям независимо от национальности и стажа пребывания в России. Ощущение единой Родины могут дать знания о культуре страны, изложенные не в интонации проповеди, а в интонации  экскурсии. Новый школьный предмет – это курс общего развития. Это как дополнительный иностранный язык. Чем больше языков знает человек, тем разнообразнее его знания и богаче духовная жизнь. Россия – страна со стремительно меняющейся многоконфессиональной картой. Дети наших новых соотечественников должны хотя бы прикоснуться к культурному коду той страны, где намерены жить долго.
Зачастую российскую православную церковь пытаются упрекнуть в том, что она лоббирует свое присутствие в школе, мол, там необходимо соблюдать принцип религиозного равноправия. Я категорически не принимаю этот упрек, прежде всего потому, что ни о каком равноправии в школьной программе не может быть и речи. К примеру, о равноправии между изучением русского и азербайджанского языков, зарубежной и российской истории, между Пушкиным и Шекспиром. Любой школьный курс строится на протекционистских началах. Вот и в данном случае приоритет отдается православию, на котором взращена многовековая культура страны, культура многочисленных российских народов.
В нескольких регионах этот курс уже изучают как обязательный, он входит в региональный компонент. Существует несколько программ, они разнообразны. Курс в своем роде уникален тем, что педагог здесь просто обречен на творчество, ведь православная культура творится и сегодня. Это
художественные фильмы «Мусульманин» и «Остров», это мультфильм  «Хроники Нарнии», творчество рок-групп «ДДТ» и «Алиса». Недочеты в тех школьных программах есть, и существующие учебники скучноваты, но ведь это не повод для запретов. Отбросив ложную скромность, могу сказать, что идеальный учебник по обсуждаемому культурологическому курсу в нашей стране могут написать только два человека – Григорий Остер и я, в соавторстве, под названием «Ужасный Закон Божий». И я не шучу: православием не пугать надо, а только радовать.
О чем можно говорить на таких уроках? О различных произведениях отечественного искусства и о самом главном творении православной культуры – о человеке. О совести. О смысле жизни. Говорить так, чтобы внушить подросткам правильный поведенческий код, чтобы в их головах даже мысли не возникло о вандализме на кладбищах. Еще можно говорить о технике противосектантской безопасности. Я глубоко уверен, что наше государство не имеет права уклоняться от решения подобных задач.
Мне говорят: курс есть, но нет педагогов. Кто сможет грамотно, корректно, без намека на критику других религий, не допуская в классе никакой полемики, рассказывать о двухтысячелетней истории православной культуры? Ну, это вопрос не ко мне, а к нашей высшей школе. Профессиональные культурологи есть, есть немало светских педагогов, которые хотели бы освоить этот курс и преподавать его. Не надо только им мешать.
«Против» – облдепартамент образования, общественный правозащитный центр, сотрудники социологической лаборатории СахГУ.
Не имеет смысла говорить сегодня об обязательном школьном курсе, поскольку ни преподавателей, ни единой программы курса – основательно апробированной, утвержденной – нет. А главное, как показывают многочисленные социологические исследования, нет и общественной потребности. Как рассказал заведующий соцлабораторией СахГУ
Г. Боровской, его сотрудники изучают общественное мнение по вопросам религий и религиозного просвещения с 1989 года. За прошедшее время не отмечено повышения интереса к данной теме. В 2002 году в образовательном комитете Госдумы уже обсуждался вопрос о подготовке для общеобразовательных школ курса «Основы православной культуры». Резолюция комитета была однозначной и категоричной: введение подобного курса недопустимо.
Существует государственный образовательный стандарт. По мнению врачей и специалистов, он весьма сложен для полного усвоения, зачем же еще более его перегружать? Проблема с педагогическими кадрами по основным предметам остается напряженной, где же в ближайший год-два взять столько культурологов, которые пошли бы работать в школу? Кроме того, мало найти таких педагогов – необходимо подготовить специалистов, которые бы контролировали учителей в плане корректности преподавания.
Но главным   аргументом необходимо считать тот факт, что в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране нельзя навязывать детям из мусульманских, иудейских, протестантских и атеистических семей основы чужой религии. В конце концов, это злоупотребление правами детей и их родителей. Полюсов в современной отечественной жизни и без того много, зачем же накалять обстановку. Лишь в пяти областях России этот курс в прошлом и нынешнем учебных годах введен в средней школе как обязательный, в 30 – как факультативный. Последний вариант более допустимый, более приемлемый.
Вообще отказываться от православного просвещения, конечно, не стоит, поскольку эта религия становится непременным компонентом государственной политики. И трудно не признать, что основной постулат всякой религии – развитие духовности. Сегодня надо для начала дать школьникам и их родителям право выбора: изучать – не изучать. Необходимо в двух-трех школах областного центра организовать специальные родительские собрания с участием священников местной православной епархии, встречи с учащимися. Провести разъяснительные беседы, выявить группы желающих изучать основы православной культуры, открыть факультативы и через несколько лет проанализировать результаты. Главное – не торопиться, не форсировать, не навязывать.
Компромисс – в рекомендациях, которые выработали участники «круглого стола».
Л. ШУБИНА, вице-губернатор:
– Жаль, что мой сын давно уже не школьник, я бы с удовольствием отправила его на уроки к диакону Андрею Кураеву. Это я как мать говорю.
Как чиновник констатирую, что нельзя уклоняться от дискуссии, говорить категорическое «нет». Идея, безусловно, хорошая, только бы не испортить ее в ходе реализации. А для этого надо глубоко изучать проблему. Для начала провести раздельное анкетирование для взрослых и подростков, найти учителей, желающих изучать предмет, и организовать для них курсы на базе областного института переподготовки и повышения квалификации кадров при помощи священников православной епархии. Только при положительных результатах факультативного обучения и при возрастающем интересе общественности к обсуждаемой проблеме можно будет говорить о госзаказе и новом факультете в местном университете.
Подготовила Н. ДВОРКИНА.