Руслана Савицкая и Илья Мартсон, волонтеры из 6-й школы.
Руслана Савицкая и Илья Мартсон, волонтеры из 6-й школы.

ПОДАРКИ – СВОИМИ РУКАМИ

Раньше как-то не задумывался: а до какого возраста молодые люди занимаются бескорыстной добровольческой работой, помогая другим, улучшая качество их жизни? Ведь принято считать, что это прерогатива старшеклассников, студентов вузов и колледжей или молодых специалистов. И только познакомившись с руководителем кружка девочек из шестой школы островного центра, которые учатся мастерить различные изделия из глины, убедился, что насчет возможного возраста волонтеров я очень заблуждался. Ибо сама Татьяна Ивановна Воронина уже на пенсии, а ее ученицы ходят в четвертый и пятый классы. Но и она, и девочки, ваяющие довольно искусные фигурки различных зверюшек, потом дарят их детям, которым в этой жизни не повезло: с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящим и слепым, отстающим в развитии… Так что и девочки, и их наставница есть самые что ни на есть убежденные волонтеры, увлеченные и лепкой, и прочим рукоделием как таковым, и самой идеей бескорыстно помогать тем, кто в этом нуждается.

В этой библиотеке для слепых и слабовидящих они собираются раз в неделю, по вторникам. Татьяна Ивановна привозит заготовки для лепки или шитья. Девочки садятся за стол, и она объявляет тему занятия на эти полтора-два часа. В тот день, когда мы с руководителем волонтерского отряда 6-й школы Мариной Богдановой приехали в библиотеку, юные мастерицы уже принялись за дело. На сей раз им предстояло изготовить из глины пасхальные яйца, чтобы потом подарить их слепым и слабовидящим детям – абонентам этого учреждения.

Короткий инструктаж, и работа закипела. Девочки повторяли действия Татьяны Ивановны, стараясь, чтобы изделия получались как можно более похожими на те, что несла сказочная курочка Ряба. При этом задача ваятелей усложнялась тем, что яйца должны быть пустотелыми, легкими. И достаточно прочными, чтобы не рассыпаться раньше времени.

– Это занятие требует немалой усидчивости, – говорит Татьяна Ивановна. – И, конечно, важно иметь исходный материал хорошего качества и орудия его обработки – наждачную бумагу и кисточки. Ведь то, что мы вылепим сегодня, – еще полдела. Далее следует обжиг изделий в специальной муфельной печи. У меня дома есть такая. Она способна основательно, до 800 градусов, прокалить изделия, сделать их очень твердыми. Потом останется отшлифовать наши «произведения» наждачкой, чтобы были гладкими, как натуральные яйца, и раскрасить-разрисовать.

– Меня в это творчество втянула дочь Светлана, – продолжает Т. Воронина. – А она, в свою очередь, овладела искусством ваяния в художественной школе. И я так увлеклась этим, что вот уже 12 лет «болею» глиной.

Через 45 минут усердной работы следует перерыв, и пятиклассница Даша Белова охотно делится своим мнением об их волонтерских успехах. Для начала Татьяна Ивановна поручила девочкам изготовить несколько макетов домиков для кукол. И они это успешно выполнили, потому что материал для работы был самым простым и знакомым для наших школьниц – бумага, картон, клей и краски. Даша, как участник этого «строительства», показывает уже завершенное «сооружение»: комнатка с мебелью и кухня со всем оборудованием.

Но насколько пригодится подобная игрушка детям с ослабленным зрением или вообще никогда не видевшим света? «Мы, – поясняет Даша, – делаем им эти домики и этих зверьков, чтобы ребятишки учились наощупь распознавать, как выглядят те или иные предметы, животные, как вообще выглядит наш мир». А Татьяна Ивановна добавила, что эта вещица сделана по заявке специализированного детсада «Одуванчик», которому помогают волонтеры 6-й школы. В их творческом «репертуаре» не только пасхальные сувениры, но и лошадки, собачки, котята, зайки, козлики и, конечно же, обезьянки, которые в этом году как бы главные именинники. Потому, наверное, с таким усердием и аккуратностью лепят, наряду с другим зверьем, совсем миниатюрных мартышек младшие подружки Даши по кружку «Прикосновение» – четвероклассницы Лейла Саидова, Аня Потапова и Маша Гуленок. Несмотря на явный цейтнот (Маша вот-вот опоздает «на музыку», то есть на урок в детской музшколе), она старается завершить свою миниатюрку сегодня – видать, ваяние не менее увлекательно, чем разучивание фортепьянных этюдов и гамм.

Спрашиваю у М. Богдановой: а как у этих энтузиасток с основной учебой? Полный порядок, говорит Марина Николаевна. И не только с учебой. Маша Гуленок, например, увлекается еще и экологией. Недавно она с группой школьных товарищей участвовала в проекте «Я – исследователь». Ей доверили защиту проекта, и она заняла первое место в Южно-Сахалинске. «Мы коллективно исследовали проблему, – рассказала Маша, – которая, на наш взгляд, очень важна: насколько вредны для здоровья людей компоненты, из которых в нашем городе составляют смесь для борьбы с гололедом. И установили, что они очень вредны и что дорожникам надо как можно скорее найти другие, более безопасные противогололедные средства».

Тут комментарии, как говорится, излишни, и за Россию можно не бояться, пока наших учениц младших школьных классов волнуют такие взрослые, такие глобальные проблемы…

Надо сказать, что одними игрушками рукодельный «репертуар» добровольцев не ограничивается. Вместе с Татьяной Ивановной они уже подумывают «замахнуться» на изготовление тактильных книг. Что это за книги, мне рассказали сотрудницы библиотеки, которые уже занимались такой «полиграфией» и знают, насколько непростое это дело. А для наглядности они принесли откуда-то из недр учреждения несколько томов данного «чтива».

Даже простого перелистывания тактильной книги достаточно, чтобы понять, как трудоемко ее создание. Например, вот одна из них – про обитателей морских глубин. На каждой ее странице – вполне доходчивый рассказ о хорошо известной рыбе, млекопитающем или моллюске, населяющих дальневосточные моря. И «прочесть» его может не только зрячий человек, но и слабовидящий, и даже тот, кто никогда ничего не видел. Для этого создатели тактильной книги приложили максимум выдумки, творчества, умения, чтобы незрячие как бы «разглядывали» ее содержание с помощью осязания, которое у них, как правило, развито гораздо сильнее, чем у зрячих. При этом используются самые разнообразные материалы: от ракушек и рыбьей кожи до тканей, проволоки и всего, что «попадает под горячую руку» творцов подобных книг. Более сложные «тексты» набираются здесь с помощью известной азбуки Брайля, а выпуклые буквы, доступные для чтения слепым, волонтеры делают вышивкой, вырезанием из каких-либо легкоосязаемых материалов или лепкой из пластичных.

– Мы видим, что эта пятерка девочек, участвующих в нашем проекте «Прикосновение», уже достаточно увлеклась рукоделием и способна на большее, чем ваяние яиц или мелких зверьков и кукол, – делится Т. Воронина, – и решили поручить им, в помощь библиотекарям, участие в изготовлении тактильных книг, которые были бы интересны и понятны и детям, и взрослым, лишенным зрения. Думаю, у нас и это получится.

…И СТАНЕТ ГОРОД ЧИЩЕ

Через день волонтеры из 6-й школы прибыли в другой конец города, к «Надежде» – коррекционной школе № 17, где проходил весенний субботник. А поскольку опекунов-волонтеров у ее учащихся немало, то к приезду отряда, руководимого Мариной Богдановой, двор был уже чист. Однако работы хватило и на вновь прибывших – а это были старшеклассники 1-й гимназии, 16-й и 22-й школ, а также активисты сахалинского волонтерского центра и специалисты городского центра молодежных инициатив (ЦМИ). И тем, кто покрепче, досталось занятие посерьезнее – разгребать кучи чернозема, завезенного под цветочные клумбы еще с осени, а теперь вот оттаявшего и ждущего рабочих рук.

В группе девчат вижу Ксению Огаркову из ЦМИ, которую знают многие молодые южносахалинцы. Девушка всегда энергична, доброжелательна, настоящий «мотор» любой компании. Помню, как она недавно проводила зарядку для пожилых в ДК «Родина». После тех упражнений люди в годах словно помолодели.

– Она часто приходит к нам и сообщает, какие волонтерские мероприятия намечаются в городе, кому и где мы можем чем-то помочь, – говорит Маша Иванова из 16-й школы. – Мы, конечно, всегда откликаемся на ее предложения.

Как сообщил один из специалистов ЦМИ Владислав Ким, детские учреждения такого типа, как «Надежда», с некоторых пор находятся под постоянным вниманием волонтеров города. Это, безусловно, помогает «особенным» детям переносить свои физические тяготы. А мы помогаем юным добровольцам тем, что приобретаем какие-нибудь недорогие, но необходимые для этих детей предметы обихода или обучения и передаем волонтерам, чтобы они вручали эти предметы в качестве подарочков. Сегодня, например, привезли ракетки для бадминтона и обручи для занятий фитнесом.

Но вернемся к субботнику, который идет уже вовсю. Отряду волонтеров шестой школы как самому молодому дали задание полегче: убрать со двора пакеты с собранными ранее листьями, ветками и прочим мусором. Что добровольцы и сделали довольно быстро и дружно. А потом переместились на место будущей клумбы и тоже принялись разгребать чернозем. Как мне показалось, делали они это весело и даже с удовольствием.

– Сюда мы приезжаем регулярно, – рассказала Марина Николаевна. – Стараемся как-то развлечь детей, нуждающихся не только в медицинском уходе, но и в общении с обычными, здоровыми мальчишками и девчонками.

Не жалеют ли волонтеры времени, которое они тратят на общение с «особенными» сверстниками? С этим вопросом я обратился к Ане Кругловой, десятикласснице 6-й школы. Она как раз делала небольшую передышку и разглядывала результаты работы: клумба начала приобретать оформленный вид. Аня ответила не задумываясь:

– Я в отряде второй год, с самого его образования, и ни разу еще не пожалела об этом. Напротив, когда ты приходишь к этим больным деткам (а ведь мы посещаем не только эту школу, но и, например, реабилитационный центр «Преодоление», где есть пациенты с очень серьезными заболеваниями), то испытываешь эмоции просто непередаваемые! Они узнают тебя, улыбаются и тянутся навстречу, словно желая рассказать о своей нелегкой судьбе: ведь среди них есть и такие, кто навсегда прикован к постели и потерял папу с мамой. В тот момент так жалеешь, что ты еще не можешь забрать обездоленного ребенка к себе домой!

Что побудило ее записаться в отряд? «Наверное, генетика, – смеется Аня. – У меня родители тоже, можно сказать, волонтеры с молодости, правда, они тогда назывались по-другому. Живем мы рядом с домом престарелых, так мои то и дело чем-нибудь им помогают, до сих пор оставаясь в душе комсомольцами-добровольцами. Рассказывают, как ездили в студенчестве на картошку, как весело и дружно, хоть и трудно, они тогда жили…».

Аня вернулась к своим друзьям, а я попросил Марину Николаевну рассказать, как зарождался их отряд. В январе прошлого года ей предложили поучаствовать в Волонтерском корпусе. Многие ребята загорелись, «поучаствовали», а потом остыли и просто перестали ходить на занятия и на волонтерские акции… В конце концов осталось всего человек тридцать, но это, можно сказать, закаленный костяк коллектива. А на массовые акции школа может собрать столько учащихся, сколько потребуется. Вчера Богданова зашла в 4-й класс и сказала: «Ребята, наша школа участвует в мероприятиях под названием «Территория добрых дел». Не знаю, справится ли кто-то из вас с этой работой – очищать двор от сора. Посоветуйтесь с родителями, и если они вас поддержат, то добро пожаловать завтра с нами на субботник». И сегодня ко мне подошли пятеро ребят из этого класса, заметила она, сказали, что хотят участвовать в субботнике. Они поехали с нами. А в воскресенье наши ребята будут участвовать в акции «Белый цветок», которую уже во второй раз проводит благотворительный фонд «Наш город». Средства от продажи рукоделий волонтеров пойдут на поддержку тяжелобольных детей, нуждающихся в дорогостоящих операциях.

В рамках главного направления волонтеров 6-й школы – помощи детям, страдающим хроническими недугами, есть и проект «Спорт без границ». Это конкретная работа с подростками, имеющими проблемы в состоянии опорно-двигательного аппарата. Раз в неделю в спортзал школы приходят ученики специализированной школы-интерната, находящейся неподалеку, и два-три волонтера проводят с ними урок пионербола. Побывал на нем и наш корреспондент.

 ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ!

В назначенный час здесь все готово к началу занятий. Пионербол – это облегченная смесь волейбола и гандбола, с волейбольной сеткой, но без гандбольных ворот. Мяч можно отбивать сразу на площадку соперников, а можно ловить, перепасовывать своим и затем вбрасывать опять-таки на свободное место чужой площадки. Впрочем, не буду углубляться в детали, замечу лишь, что пионербол не менее азартен и подвижен, чем его «прародители».

Вот команды заняли места на своих площадках. В левой пятерке играют трое питомцев школы-интерната, плюс волонтер-шестиклассник Илья Мартсон и капитан команды, она же тренер и судья Марина Богданова, в правой – четверо детей из интерната и волонтер-семиклассница, она же капитан команды Руслана Савицкая.

Звучит свисток судьи, и игра началась. Минут пять она идет с переменным успехом, соперники как бы приглядываются друг к другу, ищут слабые места в обороне. Судя по всему, преимущество должно быть на стороне «левых». Но что мы видим? Постепенно, подача за подачей, наращивается преимущество «правых» – они и мяч после подачи соперников ловят чаще, и бреши в защите «левых» находят быстрее. Встреча товарищеская, тренировочная, никто счет не ведет, но я по старой привычке это делаю машинально, и к финальному свистку победа «правых» становится очевидной. Но главное – за 45 минут игры, длившейся без перерыва, обе команды, кажется, почти не устали, разве что «правые» выглядели посвежее. А ведь такой темп далеко не всякая «обычная» команда выдержит. Трудно поверить, но и ребята, имеющие проблемы с органами движения, перемещались по игровой площадке настолько быстро, настолько умело бросали и ловили мяч, что казались со стороны совершенно здоровыми. А может, сама активация их, само желание быть не хуже других помогают им преодолеть свои недуги?

– Не будем забывать, что они содержатся в школе-интернате для инвалидов, что им можно давать щадящие, но отнюдь не спортивные нагрузки, – комментирует мои «домыслы» Марина Николаевна. – Тем не менее мы видим их большое желание заниматься в проекте «Спорт без границ». И они делают заметные успехи в новом для них деле. Три месяца назад, когда эти ребята пришли на первые занятия, они вообще не могли ловить мяч, даже пугались его. А сейчас ловко научились это делать. То есть дети успешно развиваются. И помогают им в этом наши добровольцы.

А что дают занятия пионерболом самим воспитанникам, по их личному мнению? Этот вопрос я задал после занятий двум девушкам из школы-интерната.

– Бодрость, – кратко ответила Наташа. – Игра очень подвижная, нам нравится. А еще мы ходим в городской бассейн, но вчера тренер по плаванию ушел в отпуск. Вернется – продолжим. Летом нам также разрешают играть в большой теннис в парке культуры и отдыха. И уже третий год у нас проводят велогонки. Все эти занятия помогают здоровью.

– Галина, – представилась девушка в спортивном костюме. – Я человек здоровый, но для сохранения хорошей физической формы хожу вместе со всеми и на пионербол, и на теннис, и на велосипед. В июне у нас большие соревнования, надо к ним готовиться.

А последнее интервью я взял у самих волонтеров, тренирующих «особенных» детей. Вопрос задал традиционный: что побудило их заниматься со столь непростыми ребятами? Ведь наверняка у каждого добровольца есть и другие увлечения…

– Конечно, есть, – призналась Руслана Савицкая. – Я занимаюсь английским и несколькими видами спорта, собираюсь стать юристом и экономистом (это, думается, в чем-то родственные профессии). Но ведь помощь больным детям – это совсем не хобби. Некоторые наши сверстники и даже дети постарше порой их дразнят и обижают. Но надо быть сильнее и чище подобной грязи, чтобы мы могли признать: «особенные» дети – это часть нашего поколения. И мы должны помочь им найти себя, постараться облегчить их очень непростую жизнь. Такая работа приносит мне лично, да, надеюсь, и всему нашему отряду, немалое удовлетворение.

– У волонтерства, безусловно, есть нравственный стимул, – добавил Илья Мартсон. – Если, например, ты видишь, что твой город грязный, то понимаешь, что ты сам, наряду с тысячами других сограждан, должен его прибрать. Если видишь, что в твоей помощи нуждаются те, кто слабее, или кто попал в беду, – не проходи мимо, помоги.

А. ЛАШКАЕВ.