Восемь тысяч миль «Павла Леонова». Новый грузопассажирский паром бросил якорь в акватории Корсаковского порта

Трогательно и символично

В портовом городе Корсакове есть любимое горожанами место – Приморский бульвар. Он расположен на возвышении, на склоне сопки, откуда открывается вид на город и порт. Отсюда, благо небо было чистым, можно было видеть такую картину.

У одного портового причала «припарковался» только что прибывший из далекого плавания красавец паром «Павел Леонов», а от соседнего причала буксир выводил в портовую акваторию точно такого же красавца, паром «Адмирал Невельской». Тот отправлялся в очередной рейс на Курилы с пассажирами и грузами. Так состоялась трогательная встреча в Корсаковском торговом морском порту – словно братья-близнецы встретились после разлуки!

Играл духовой оркестр, блистали золотом трубы… В ниточку выстроились курсанты мореходки в парадной форме. «Поздороваться» с «Павлом Леоновым» прибыли гости – губернатор области Валерий Лимаренко, представители региональной и местной властей, общественности.

Сквозь льды и шторм

Капитан теплохода «Павел Леонов» Роман Ковляков рассказал о дороге на Сахалин:

– Путь непростой, Северный морской. Судно за месяц преодолело около 8000 морских миль, если считать от выхода из Санкт-Петербурга.
Для меня обыденная рабочая обстановка. Прежде уже приходилось работать на Севморпути, ходить во льдах. На подходе к проливу Лонга в Восточно-Сибирском море стали попадаться льдины, пришлось немного поманеврировать. Циклон нас «прижал» между Камчаткой и Курилами. Пришлось некоторое время укрываться от непогоды возле Итурупа. Там, где мы остановились, высота волны достигала полутора метров, а в это время со стороны Охотского моря – 6,5 метра!

Техника оказалась на высоте, экипаж еще крепче. Одна беда – треснуло стекло в капитанской рубке. Мы так торопились, что «поймали» чайку: птица на всем лету ударилась о стекло и оно все покрылось трещинами. Ну это мелочи, стекло легко и быстро заменят по гарантии, главное, чтобы механизмы были в порядке. Я принимал участие в перегоне «Адмирала Невельского» в должности старшего помощника. Тогда мы двигались южным путем, через Суэцкий канал, путь занял два месяца, а сейчас – один. Если бы непогода не застала у Курильских островов, подошли бы еще раньше… Ну и конечно, позагорать не получилось на этот раз!

Знакомое лицо

В общем столпотворении у сияющего на солнце борта парома мелькнула одна очень знакомая широкая улыбка. Ну да, так и есть, Юлия Ковалева, второй помощник капитана. Та самая Юлия, о которой «Советский Сахалин» рассказал в апрельской публикации, посвященной прибытию «Адмирала Невельского» в Корсаков. Девушка сообщила, что и на сей раз участвовала в перегоне судна из Санкт-Петербурга. Вот уж поистине – место встречи изменить нельзя! Жаль, не получилось поговорить обстоятельно: Юлия спешила подняться на борт теплохода с группой курсантов. Будущим морякам важно знать все тонкости устройства и эксплуатации современных судов! Семь футов под килем вам, ребята!

Сама Юлия Ковалева еще совсем недавно – в 2015 году – закончила морское училище в Холмске, а в 2019-м – ДВВИМУ во Владивостоке. Решила связать свою судьбу с морем по серьезным причинам: «Я – холмчанка, мои мама и отец ходили в море, я выросла на их рассказах». А еще второй помощник капитана с очаровательной улыбкой поблагодарила судостроителей-корпусников Невского ССЗ. Корпус прекрасно себя показывает в самых сложных условиях.

На капитанском мостике

Судостроители заложили в техническую базу парома недюжинный резерв надежности и безопасности. Все основные системы здесь продублированы. Например, при выходе из строя гирокомпаса, навигационного устройства, действующего по принципу гироскопа, указывающего на Северный географический полюс, можно воспользоваться спутниковой системой.

Судно имеет повышенный ледовый класс Arc4, что означает возможность его самостоятельного плавания в разреженных однолетних арктических льдах толщиной до 0,6 метра в зимне-весенний период и до 0,8 метра в летне-осенний.

Скоростные возможности позволяют парому дойти от Корсакова до Южно-Курильска менее чем за сутки. Для экипажа созданы все условия, есть спортзал, сауна и небольшой бассейн. Комфортно и пассажирам. Одна каюта предназначена для людей с ограниченными возможностями, три – для матерей с детьми, есть и одна каюта вип-класса, рассчитанная на одного человека, остальные – на четырех человек…

К слову, о скоростях. На отдельных участках пути паром двигался со скоростью 10,3 узла. Узлами моряки измеряют скорость равномерного движения, при которой тело за один час проходит расстояние в одну морскую милю. Максимальная скорость, до которой может разогнаться «Павел Леонов», – 14,2 узла, то есть без малого 26 километров в час. Моряки говорят, что это оптимальная скорость для судов такого класса.

Переживали всем министерством

Заместитель министра транспорта Сахалинской области Максим Жоголев поделился своими эмоциями:

– В министерстве, конечно, все переживали за этот переход. Капитан выходил на связь с отчетами каждый день. Поскольку паром перегоняло Сахалинское морское пароходство, постоянно все обсуждали и с ним, и с капитаном. Заранее «прорисовали» график, планировали, что до 20 сентября «Павел Леонов» должен успеть подойти к Корсакову, а паром, несмотря ни на что, подошел на четыре дня раньше. Если б не штормило в пути, 10 сентября мы бы его уже встречали в Корсакове. Небольшая пауза на старте, в Санкт-Петербурге, объясняется тем, что нужно было дождаться открытия Севморпути.

Навигация здесь открывается в июле. В зимнее время для определенных судов она закрыта. Судно заранее заявляется на проход, получает полярный сертификат, паром проверяют на готовность. В конце концов все наши заделы сработали, паром через некоторое время приступит к работе на линии. Как это уже сделал «Адмирал Невельской».

Ветеран отрасли о паровых буксирах и морских круизах

Для ветерана отрасли Юрия Яницкого прибытие в Корсаков двух новых паромов – радость особая. Ведь Юрий Георгиевич, которому сейчас 86 лет, посвятил работе в Корсаковском порту без малого полвека. После окончания с отличием Батумской мореходки в 1955 году он прибыл на Сахалин и бросил якорь на островной земле на всю жизнь. В 23 года был назначен на ответственную должность замначальника южного района порта. Под его началом работало несколько сот человек, примерно треть из которых составляли бывшие фронтовики. За 49 лет Юрий Георгиевич прошел путь от слесаря до гендиректора.

Ему есть с чем сравнивать:

– Конечно, новые суда ни в какое сравнение не идут с теми, что были в прошлом. Вспоминаю, когда начинали работать, была комплексная механизация – 89 процентов труда в порту осуществлялось вручную. Помню, использовали паровые буксиры. Сейчас все иначе, и до 98 процентов труда механизировано. Радостно от таких перемен к лучшему.

Юрий Яницкий видит за развитием морского транспорта в области большое будущее. Одно из перспективных направлений, на его взгляд, – развитие морского туризма. Морские круизы – за ними будущее, считает он.

Губернатор Валерий Лимаренко подчеркнул – в планах областной власти развивать и осваивать все новые маршруты, а сейчас радостно, что курильчане и приезжие туристы смогут добираться до Курил быстро и в комфортных условиях.

Ярослав САФОНОВ.

Наша справка

Пролив Лонга, где парому встретились льды, расположен между островом Врангеля (Чукотский автономный округ) и материковой частью России.

Расстояние между Мурманском, откуда стартовал по Севморпути «Павел Леонов», и Корсаковом по прямой составляет 5945 километров, при движении автотранспортом по автодорогам – 10633 километра. 8000 морских миль, которые преодолел паром, равны 14 816 километрам. Если мерить Сахалинами, это почти 15 длин острова.

По теме:

16 сентября 2021 — Позади Севморпуть, впереди – Курилы! В Корсакове сегодня торжественно встречали грузопассажирский паром «Павел Леонов»

12 августа 2021 — «Павел Леонов» сначала покорил Неву. Дальше – Северный морской путь

6 августа 2020 — Станут близкими дальние острова. В Санкт-Петербурге спущено на воду грузопассажирское судно «Павел Леонов»

11 марта 2019 — Холмчане предлагают новый паром назвать именем Павла Леонова

26 апреля 2021 — «Адмирал Невельской» обошел полсвета и бросил якорь в родной гавани