Взгляд в прошлое. История двух памятников

39
Г. И. Зотов.

В областной универсальной научной библиотеке обращает на себя внимание экспозиция, посвященная двум памятникам – свидетельствам первых попыток системного строительства и освоения природных богатств Сахалина русскими людьми. Это первая русская нефтяная вышка 1910 года и тоннель на мысе Жонкиер. Будучи историей сами по себе, они до сих пор напоминают о малоизвестных событиях более чем столетней давности.
Первая русская нефтяная вышка находится в районе центрального промысла в Охе. Она неразрывно связана с именем Григория Ивановича Зотова, лейтенанта флота в отставке, который впервые предпринял попытку освоения нефтяных богатств острова.
В 1888 году Г. Зотов заявил для отвода местность в районе горы Мургун (Урган). Получив разрешение министерства государственных имуществ на 10-летнюю разработку нефтяного участка, он создал сахалинское нефтепромышленное общество «Зотов и Ко». Первая скважина была пробурена в 1892 году глубиной до 137 метров, но нефти она не дала, и общество распалось, при этом Григорий Иванович продолжал бурение на свои сбережения.

Вышка Г. И. Зотова, 1998 год.

12 лет спустя Зотов передал права на участок вновь созданному «Товариществу на вере под фирмой «Сахалинское нефтепромышленное товарищество «Г. И. Зотов и Ко», причем сам Григорий Иванович стал распорядителем компании. Однако после смерти Зотова в 1907 году дело пришло в упадок. Чтобы спасти бизнес, товарищество «Наследники Зотова и Ко» при участии одной из английских компаний пробурило в 1910 году новую скважину, из которой была получена нефть. Это и есть та скважина, которую впоследствии называли Зотовской. Данные о глубине этой скважины разнятся – от 85 до 123,5 метра.
Из-за разногласий между компаньонами товарищество вскоре распалось, а зотовский участок остался в ведении казны.
Вышка в советское время отреставрирована и теперь является памятником.
История тоннеля на мысе Жонкиер такова.

Справка
Мыс Жонкиер

назван руководителем
французской
кругосветной экспедиции
Ж. Ф. де Лаперузом
по имени своего
двоюродного дяди
маркиза Жонкиера. 

К концу XIX века пост Дуэ как административный центр Сахалина теряет свое значение, проигрывая благоустроенной Александровской ферме, которая не выглядела как ссыльнокаторжное поселение. Идея соединить два этих поселения конно-рельсовой дорогой принадлежала подполковнику князю Н. Д. Шаховскому, заведовавшему каторжными в Приморье. Однако препятствием для постройки береговой дороги стала скала на мысе Жонкиер.
Строительство тоннеля началось в 1880 году. Был намечен кратчайший путь для прокладки пути, а руководили работами архитектор, гражданский инженер ф. Фриде и военный инженер, саперный офицер Карл Ландсберг (осужденный и сосланный на Сахалин за двойное убийство). Результатом трехлетнего труда каторжан стал узкий проход в скале, что не помешало местному начальству преподнести это как выдающееся достижение и ходатайствовать перед Александром III о наименовании тоннеля в его честь Александровским.
После завершения прокладки тоннеля работы были почему-то приостановлены. И только с приходом нового начальника острова генерал-майора А. Гинце стало ясно, что тоннелем пользоваться все еще затруднительно. Работы по исправлению и расширению тоннеля начались в мае и кончились в октябре 1886 года, при этом в работах участвовал все тот же Ландсберг.
В 1930 году в связи с запланированным строительством железной дороги Александровск – Оха, а также расширением Александровского порта на мысе Жонкиер была развернута каменоломня. Впрочем, уже осенью того же года решено было свернуть разработки камня. И только в 1956 году был проведен капитальный ремонт тоннеля: произведено бетонирование пола, появилась железобетонная облицовка части прохода, северного и южного портала.
Идея поставить тоннель на государственный учет как памятник истории и культуры принадлежит известному сахалинскому историку и краеведу Алексею Рыжкову. В частности, еще в 1977 году он подготовил и сдал в печать рукопись книги «Памятники и памятные места Сахалинской области». Под охрану государства тоннель был поставлен решением Сахоблисполкома от 21 марта 1980 года.
Экспозиция проиллюстрирована фотоснимками конца XIX – начала ХХ вв.

Людмила БЕРКОВИЧ.