Многодетная семья Максима давно переехала с Украинской улицы в молодые кварталы Дальнего. В этой части Южно-Сахалинска и инфраструктура мощнее, и природа ближе. С тех пор почти каждое утро глава семьи ездит из спального района в центр областной столицы, где трудится в строительной компании. Как только город связал его район с вокзалом железной дорогой, Максим забыл о пробках, в которых терял драгоценные нервы и время.
– «Орланом» от вокзала до «Алых роз» ехать удобнее и быстрее, чем на машине или автобусе, – убеждает меня Максим, живущий в Дальнем. – Вот если бы поезда ходили попозже.
Первый «Орлан» к «Алым розам» выходит из Южно-Сахалинска в 7.30 утра. Последний отправляется в областную столицу в 21.53. За день поезд успевает сделать дюжину рейсов. Максиму, очевидно, приходится задерживаться на работе, но большинству жителей режим «Орланов» подходит.
Чтобы оценить маршрут без чужих впечатлений, отправляюсь до «Алых роз» поездом в 17.18. Сразу же отмечаю момент: касса расположена в здании железнодорожного вокзала. Для выхода к поезду приходится возвращаться на привокзальную площадь и спускаться в подземный переход. Но большинство пассажиров и не заходит на вокзал, приобретая билеты с помощью мобильного приложения или заблаговременно купив абонемент. К тому же поездку можно оплатить прямо в вагоне, заплатив небольшой кассовый сбор.
Дорога от Южно-Сахалинска до «Алых роз» обходится в 15 рублей. За эти деньги вы всего за десять минут доберётесь в Дальнее в комфортном вагоне, салон которого снабжён туалетной комнатой и кондиционерами.
В половине шестого рабочий день ещё не закончен, потому пассажиров в просторном вагоне немного. Улыбчивая проводница объясняет: даже утром в рабочий день тесно здесь не бывает. Очевидно, южносахалинцы ещё не успели привыкнуть к поездам.
Платформа «Алых роз» покрыта непривычным материалом. Как утверждают разработчики пересадочного узла, он влагостойкий. Такое покрытие на 80 % устраняет риск возникновения наледи. В первые дни сентября до обледенения далеко, но чувствуется, что подошвы на необычной поверхности держатся цепко.
На выходе с платформы пассажиров ждёт павильон с кондиционерами и аппаратом, продающим напитки. Рядом – модуль туалета, но пассажиры им не интересуются, идут к жилым домам.
Те, кому необходимо продолжить путь на автобусе, в двух шагах от платформы могут пересесть на 104-й, 105-й или 81-й маршруты. Город снабдил адаптивным светофором выезд с пересадочного узла на Ударную улицу. Умный аппарат определяет приближение автобуса и тут же включает ему приоритетный проезд, что позволяет общественному транспорту выезжать от «Алых роз» без ожидания.
Безусловно, железнодорожное соединение масштабного спального района с центром рано называть термином «метро». Пока южно-сахалинские «Орланы» больше похожи на пригородные электрички, разве что наши поезда куда комфортнее материковских составов. Но областная столица сделала первый уверенный шаг к строительству оригинальной транспортной системы, которая со временем будет масштабирована на всю южно-сахалинскую агломерацию.
Марк ШЕЙДЕР.