Качу куда хочу. Журналист «Советского Сахалина» за рулём непривычного транспорта

Ещё год назад мне даже не приходила мысль опробовать электросамокат из славного семейства СИМов – средств индивидуальной мобильности. Но вот в отпуске на материке сын предложил мне прокатиться. В парке на аллее взяли один из самокатов, предлагаемых в прокат кикшеринговой компанией.

С этим «другом» не надо ждать автобуса.

Вспомнить себя…

Тут же всплыли воспоминания, как учился ездить на велосипеде в далёком детстве. Тогда казалось, что это невозможно – взять и научиться сохранять равновесие на двух колёсах. Ей богу, я не сразу понял разъяснения молодёжи: одной ногой встань, второй оттолкнись пару раз, нажимай на кнопку «газа» (вернее – управления электродвигателем) и езжай, равновесие удерживает гироскоп.

Отталкиваюсь, нажимаю на кнопку – возникает ускорение, и я начинаю неосознанно искать педаль. Не нахожу и спрыгиваю с самоката, а он от ускорения слегка встаёт на дыбы…

В итоге сохранившиеся в моём «компьютере» навыки катания на велосипеде вкупе с опытом повседневной езды на автомобиле через полчаса дали о себе знать. С четвёртого раза у меня стало получаться, я стал понимать, как тут действует гироскоп.

Более-менее широкие улицы сменились узкими, на одном таком участке я навернулся. Хорошо, было немноголюдно.

Что сказать – переоценил силы… Но кто в процессе обучения не падал с велосипеда?

Потом мне пришлось закачать в смартфон приложение. С ним я приехал домой на Сахалин и обнаружил, что такие же электросамокаты, работающие на скачанном приложении, есть и здесь. Во мне боролись два противоречивых чувства: «ой, надо попробовать!» и «да ну, зачем?».

В общем, я не утерпел, открыл приложение и с трепетом подошёл с ним к самокату. Так вошёл в славное сообщество симеров – пользователей СИМов.

Рельсовая параллель

Самостоятельное передвижение по улицам областного центра напоминало мои первые дни самостоятельной езды на авто и велосипеде. Как ни странно, уличное пространство начинающему симеру тоже кажется узким. Хотя электросамокат не сравнишь по габаритам с автомобилем.

Как непривычно было не иметь боковых зеркал, как на нём! Как замирало сердце при ускорении! А как трудно было постоянно держать руку на рычажке тормоза чтобы вовремя затормозить!

Сделать даже несложный манёвр, объехать чего-то или кого-то казалось трудным, а иногда и невозможным. Поэтому приходилось спешиваться на полминуты или меньше. В общем, похоже было на езду по рельсам. Как на трамвае. Или поезде метро. Там тоже есть ручки управления электродвигателем, только размером побольше и находятся под левой рукой водителя, а не под правой, как у СИМа.

Верно говорил инструктор по вождению – твой транспорт едет туда, куда ты смотришь: твои руки и ноги следуют за твоим взглядом, такова физиология и психология. Потому то и важно иметь боковое зрение – чтобы видеть по сторонам, не отрывая взора от основного направления.

Лет двадцать назад при каждом пересечении тротуара с заездами во дворы или на другие прилегающие территории приходилось бы спешиваться – бордюры были достаточно высокие. А сейчас на таких участках предусмотрены понижения. Над проезжей частью эти участки бордюрной плитки возвышаются совсем чуть-чуть, самокат легко их преодолевает. Поначалу сердце в таких местах замирало, сейчас это ощущение практически ушло. Но кое-где, на не очень пологих спусках такое бывает.

Нельзя не сказать спасибо городу за выделенные полосы на тротуарах для симеров и велосипедистов. Поначалу они казались узкими, сейчас уже такого нет. Не трепещу при разъезде со встречным транспортом.

Правда, не везде по таким полосам комфортно ездить.

Одна такая, на отрезке Комсомольской напоминает ухабистые участки асфальта. Полоса выкрашена синим цветом, это плюс. Но кое где куски краски сошли, где-то остались. От этого образуются небольшие надолбы, для маленьких колёс самоката они чувствительные, тебя потряхивает. Это минус.

Зато на недавно уложенном асфальте возле дома по улице Украинской ездить по этим полосам, да и по всему тротуару, если никому не мешаю, одно удовольствие.

Не заехать за красный фон

С приложением я разобрался практически сразу – наводишь сканер на qr код, дальше идёшь по меню. Оплата за езду напоминает тарифные планы в сотовых компаниях. Стоимость минуты может увеличиться, если ты проехал на самокате, поставил его на стоянку и через некоторое время берёшь его снова. Политика понятна – бери услугу пакетом, где цена минуты будет меньше. Или езди без перерывов. Можно выбирать три режима скорости движения.

Перед поездкой нелишним будет изучить карту города. Иначе самокат может неожиданно для тебя отключиться. Потому что в некоторых местах езда на таком транспорте нежелательна, и на карте в приложении они обозначены красным фоном. Не везде можно поставить кикшеринговый электросамокат на стоянку – в них опция «завершить поездку» не срабатывает. Можно оставить своего коня и там, но будет капать плата за пользование.

Если ездить без ответственности…

Электросамокаты на тротуаре вызывают у людей разные эмоции. Конструкция позволяет развить скорость до 60 км/ч, и поначалу нередки были инциденты, в том числе и с пострадавшими.  Звучали предложения и даже требования запретить электросамокаты окончательно и бесповоротно. В итоге  кикшеринговые компании пришли к мысли что лучше пойти на  разумный компромисс чтобы не терять бизнес и не лишать людей востребованной услуги. Поэтому скорость всех ввозимых и сдающихся в аренду самокатов ограничили до разумных пределов. Сейчас она составляет 20-25 км/ч.  Каждый прокатный электросамокат зарегистрирован, приложение привязано к телефону пользователя.

На СИМах крупных операторов ездить могут только достигшие 18 лет, электросамокаты официально относятся к источникам повышенной опасности. В случае происшествия отыскать нарушителя будет несложно. Но чудо-колёса с электроприводом имеются не только в прокате. Их можно приобрести и в личную собственность, ездить без регистрации, не соблюдая Правил дорожного движения.

Одного такого довелось встретить недавно – собственник СИМа (окраска личных электросамокатов отличается от фирменной окраски кикшеринга) «пылил» по встречной полосе улицы Железнодорожной. Движение там небольшое, но тем не менее. Ещё один симер-нарушитель попался на более оживлённой Сахалинской. Поэтому, садясь за руль авто, имею ввиду, что надо быть готовым – на полосу могут вынырнуть не только мопеды, но и электросамокаты.  Полиция не раз фиксировала, как юные пользователи надевали мотоциклетные шлемы и балаклавы, чтобы их не распознали.

Да и частникам, наконец, несложно внести изменения в программное обеспечение и ездить с куда более высокой скоростью.

Как пояснили в ГИБДД области, по итогам 8 месяцев 2025 года в регионе зарегистрировано 24 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в них 9 человек получили телесные повреждения – это больше, чем за тот же период прошлого года. Есть над чем задуматься. Хотя в приложении есть простые, но нужные советы и по вождению, и по пользованию транспортным средством. В самом начале написано мудрое правило: самокат безопасен, небезопасно безответственное вождение. А ответственное вождение – это уважение к другим участникам движения.   Неважно – на тротуаре или на дороге. Ведь и электросамокаты, и автомобили являются источниками повышенной опасности.

Евгений АВЕРИН.

Фото автора.

Видео Ярослав Сафонов.

По теме:

В Южно-Сахалинске усилят контроль за использованием средств индивидуальной мобильности

С ветерком на электрическом коне. Езда на самокате должна быть комфортна не только его водителю, но и пешеходам

Новый статус на дороге и тротуаре. Любителей езды на моноколесах могут оштрафовать

Любовь к двум колесам. Этой хрупкой южносахалинке иной раз завидуют сильные мужчины. Дарья Федорчук решается ездить на велосипеде зимой