Небо одно на двоих. В авиакомпании «Аврора» работает счастливая семья вторых пилотов

446
Валерия Безкоровайная.

Три дня назад Валерия Безкоровайная вернулась на остров московским рейсом в качестве служебного пассажира. Во время командировки в Мадрид она вместе с командиром воздушного судна прошла теоретическую и практическую подготовку на тренажерах, предназначенных для отработки элементов пилотирования самолетов типа «Бомбардье».
Эти канадские машины, как рассказала Валерия нашему корреспонденту, пополнили и будут пополнять летный парк авиакомпании «Аврора». А тренажеры для пилота, имитирующие динамику реального полета с ускорением и турбулентностью, есть только за границей. Безкоровайная уже повышала мастерство на симуляторах в Швеции, Японии и вот – в Испании.

На учебном тренажере в Швеции с командиром воздушного судна Денисом Левашовым.

– Валерия, у вас постоянный состав экипажа?
– Нет. Командиры всегда разные. Вторые пилоты летают со всеми.
– Пилот – все еще редкая специальность для женщин. Хотелось бы узнать, что предопределило ваш выбор?
– Мне всегда хотелось иметь интересную профессию, не похожую на другие, чтобы было чуточку сложно и приходилось преодолевать эти сложности. У моего отца есть лучший друг. Он работает в крупной авиакомпании «Россия», и для меня этот человек, можно сказать, стал примером. Сказал, что небо открыто не только для мужчин, но и для девушек. Нет ничего невозможного в этом плане. И я решила поступать в летное училище в городе Сасово Рязанской области.
– Как к этому отнеслись родители?
– Они меня поддержали, помогали при поступлении.
– Много ли девчат было на вашем курсе?
– Всего две девушки, а во всем училище – восемь. Сейчас на курс набирают около 40 девушек. Многие из них после учебы в качестве вторых пилотов и командиров работают в Москве. Столица в этом плане развивается чуть быстрее. Представительницы слабого пола в авиации уже не редкость и не новость, а обыденность.
– Из каких вы мест родом?
– Из Краснодарского края. Родилась в Туапсе. После летного училища работала на авиапредприятии Камчатки. Полтора года назад поменяла работу. Решила посвятить себя «Авроре».
– Приглянулся ли вам остров?
– Сахалин для меня как второй дом. Здесь комфортно, уютно, прекрасная природа.
– А чем привлекательно для вас главное дело жизни?
– Воспользуюсь сравнением. Когда люди восходят на горы и достигают вершин, то ощущают необыкновенное чувство легкости, радости, восторга от созерцания красоты. Они идут в горы не потому, что хотят преодолеть сложности, а затем, чтобы ощутить эйфорию от захватывающих дух просторов.
Что-то похожее происходит, когда ты в самолете набираешь высоту, занимаешь эшелон и, выполнив часть своей работы, имеешь возможность какие-то минуты наслаждаться тем, что видишь вокруг. Это совсем другие ощущения, чем те, когда ты как пассажир смотришь на землю и небо из иллюминатора.
Виды, какие открываются из кабины самолета, всегда разные и ни с чем не сравнятся. Облака… Они бывают такой причудливой формы, что удивляешься – почему столько лет летаешь и до сих пор этого не видела. А закаты? Сам вид их божественный. Всегда им радуешься, на них смотришь, и это не надоедает.
– А на Камчатке, наверное, еще и вулканы впечатляли?
– Там заход на посадку выполняется по определенной схеме, вблизи вулканов, но на безопасном от них расстоянии. Когда видишь на их конусах каждую прожилку и жерло, особенно когда оно пыхтит, это действительно завораживает. Хочу добавить, что помимо романтики плюс моей работы в том, что она не обыденная и рутинная, а интересная. Каждый полет не похож на другой. Всегда разные ситуации, разные командиры, все динамично меняется. Постоянно набираешься опыта и находишься в хорошем тонусе.
– На каких направлениях летаете?
– На самолете типа «Бомбардье» летаем на Курилы, в Ноглики, Оху, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.
– Доводилось ли выполнять международные рейсы?
– В составе экипажа летала в Китай и Японию.
– На ваш взгляд, есть ли в авиакомпании «Аврора» перспективы роста для вторых пилотов?
– Да. У нас этим активно занимаются. Если человек достойный, имеет хорошие знания и навыки, его долго не держат во вторых пилотах. Стараются вводить в командиры. К тому же авиационный парк «Авроры» активно обновляется. В перспективе появятся еще четыре новые машины ДНС-8. Увеличится и количество рейсов, и количество персонала. Компания развивается, не стоит на месте. Все время набирает пилотов. Наш аэропорт хороший, но уже тесноватый. Но скоро введут в эксплуатацию новый комплекс. Появятся современное оборудование, новая взлетно-посадочная полоса и все условия для работы.
– Парашютным спортом не увлекаетесь?
– Наши командиры, которым сейчас за 40, занимались в училищах парашютным спортом. Но позже программа обучения изменилась. Когда я училась, это не было обязательным требованием. Так что с парашютом не прыгала, но в ближайшем будущем хочу попробовать, чтобы испытать новые эмоции.
– Чем занимаетесь помимо работы?
– У меня семья. Супруг Борис летает в «Авроре» вторым пилотом. Сыну Артему три года. Выходные стараемся проводить вместе, куда-то съездить, сходить в парк погулять, он очень красивый. По возможности хожу в тренажерный зал. Зимой люблю покататься на сноуборде: в здоровом теле – здоровый дух.
– А где вы познакомились с Борисом?
– Стали встречаться еще в училище. Потом вместе устроились в авиакомпанию на Камчатке. Там поженились. У нас много общего. Не забываем друзей юности, по возможности встречаемся с ними, когда бываем проездом в Москве. Многие устроились на работу в столице. 
Когда мы на Камчатке поработали, у нас был шанс уехать на материк в другие авиакомпании. Но нам приглянулся Дальний Восток и особенно Сахалин. Условия работы здесь хорошие. Когда нас взяли в «Аврору», мы были очень рады. Влились в очень дружный и хороший разновозрастной коллектив, где, кстати, есть еще две женщины-пилота. Все друг другу помогают, никогда ни в чем не отказывают. Садишься в самолет и понимаешь: с коллегой приятно работать не только потому, что он профессионал, но и человек, с которым комфортно общаться.
– К женщине второму пилоту, наверное, и отношение особое?
– У нас люди вежливые и внимательные, работать с ними приятно. Когда выхожу из самолета, мне всегда подают руку, помогут что-то донести. При мне никогда не позволяют себе крепко выразиться.
– В полете что предпочитаете из напитков: чай, кофе или томатный сок?
– Если летим на Курилы – это короткие рейсы. Времени хватает только на выполнение своей работы. Не успеваем выпить чаю и перекусить. А если маршрут более дальний, занимаем эшелон, и на рабочем месте пока один пилот контролирует приборы, другой подкрепляется тем, что предложит бортпроводник. Не знаю, насколько это важно, но я пью чай с лимоном (смеется), а многие командиры предпочитают томатный сок. Почему-то полюбили именно его, прямо магия какая-то.
– Есть ли у вас мечта?
– На самом деле я очень довольна жизнью. А чего еще можно желать? Счастливая семья, любимая работа, здоровье в порядке. В приоритетах будущего у меня – облететь весь мир. Интересно побывать во многих странах, посмотреть, как живут другие люди.
– А кто при разъездном характере работы родителей заботится о вашем сыне?
– На Сахалине у нас никого из родных нет. Артем ходит в детский сад. Почему мы и устроились в «Аврору», что пилотам здесь очень комфортно работать, иметь семью. Рейсы, как правило, выполняются на четыре ветки. К вечеру возвращаемся домой. У нас все, как у обычных родителей, после полетов успеваем забрать сына из садика.
– В Краснодарский край в отпуска выбираетесь?
– Конечно. Регулярно навещаем родственников, потому что из-за больших расстояний видимся редко. Каждая встреча – большая радость. Мои родители развелись, когда я была маленькой. У каждого сложилась своя семья, но мне они обе дороги. Есть сводные братья и сестры по линии матери и отца, но у нас достаточно близкие отношения. Я из всех самая старшая.
– 8 Марта работаете?
– Нет, отдыхаю.
– Праздник будет?
– В этом можно не сомневаться. Борис часто балует меня цветами без всякого повода. Так что и 8 Марта будет у меня красивый букет.

Людмила Степанец.

Ночные взлетыНочные взлеты