Дарующая жизнь. Образ женщины в произведениях декоративно-прикладного искусства

Г. Баранова (г. Киров). «Водоноска в синей кофточке». 1990-е годы. (глина, лепка, обжиг, роспись).

В Центре русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли» областного художественного музея открыта выставка «Дарующая жизнь». На ней представлены более 70 экспонатов XIX – XXI вв. традиционных и современных видов русского декоративно-прикладного искусства, являющих образ женщины как символ и источник новой жизни. Все предметы – из фондов областного художественного музея.

Образ женщины – один из главных образов русского народного искусства. Сказочные героини Аленушка и Катюша, Елена Прекрасная и Хозяйка Медной Горы, а также барыни, пряхи, водоноски, балерины… Чем объяснить устойчивость этого образа у наших предков.

Как считает куратор выставки, старший научный сотрудник областного художественного музея Евгения Ворожцова, тайна и чудо рождения, которой наделена женщина, представлялась как некая высшая, могущественная сила, которая играет важную роль в человеческой жизни.

Еще в древности, размышляя о мире и его устройстве, люди обращались к основным источникам жизни – солнцу, небу, земле, воде, что нашло отражение и в народном искусстве. Очень часто изображалась одиночная женская фигура с поднятыми вверх руками. Это Великая богиня, Праматерь-Земля вздымает руки к высшему божеству Солнцу, прося у него щедрости.

Образ женщины в глиняной пластике трансформировался с течением времени от языческой богини, покровительницы всех природных сил, к образу Бабы-кормилицы. Следующий этап – переход от мифологического образа Бабы к жанровому образу Барыни, нарядной горожанки.

Евгения Ворожцова, проводя экскурсии по выставке, рассказывает о лаконичной каргопольской глиняной игрушке, нарядной дымковской, полосатой филимоновской, архаичной формы рязанской и других.

На предметах художественного текстиля, отмечает куратор экспозиции, женские изображения соседствуют с ромбами. Ромб с точками внутри – знак засеянного поля. Как земля умножает зерна, так женщина родит человека.

Полотенца с различными образами и рисунками участвовали во всех обрядах и ритуалах, от рождения до свадеб и похорон – хлеб-соль на полотенце, сваты с полотенцами через плечо.

Среди полотенец есть полотно конца XIX века из деревни Верхнее Панкратово Вологодской области со свастиками – крестами с загнутыми краями. Это один из древних символов, встречающихся во многих культурах, начиная с палеолита.

Означает солнечный проход по небесам, возрождение жизни. Славяне, поклоняясь солнцу, изображали его в виде прямого четырехконечного креста, где концы – четыре времени года. Свастика в орнаментах русского костюма, полотенец, скатертей служила оберегом владельцу как символ непрерывности жизни.

Образ женщины был ведущим и в традиционной игровой кукле. На выставке представлены куклы разных мастеров из различных центров русской культуры – «Кукла с ребенком в лоскутном одеяле», «Золнушка», «На курьих ножках», «Зольная», «Девица», «Кукла-стригушка» и другие. О каждой из них у Евгении Ворожцовой есть свой рассказ.

А русский женский костюм демонстрирует посетителям выставки, как выглядела женщина в традиционной культуре: понёвный и сарафанный комплекс, узорные шерстяные платки, головные уборы.

На экспозиции представлены фарфоровые композиции, где главные героини – женщины. «Петушок гуляет» мастера гжельской майорики Ю. Петлиной раскрывает тему материнства. Кобальтовая роспись вазы «Баба с котом» Л. Азаровой создает ощущение домашнего уюта. Замечательный цикл фарфоровых работ скульптора Е. Янсон-Манизер, посвященный балету. Статуэток и других изделий – десятки. И каждая вещь – шедевр.

То же можно сказать о русской лаковой миниатюре. Она отражает традиционные занятия, обряды, праздники, сказки. Мастера-миниатюристы Палеха, Федоскино демонстрируют тонкое письмо и изысканность форм. Например, при взгляде на панно «Хоровод» Н. Паршиной (Федоскино) зрителю чудится нежный шелест березовой рощи, журчание ручейка, щебетанье птиц, свежесть раннего утра в плавных движениях девичьего хоровода.

Обращает на себя внимание и большая вещь – расписной сундук из дерева и металла предприятия «Беломорские узоры» (г. Архангельск). Изделие хоть и современное, но копирует сундуки прошлых веков, в таких наши предки хранили вещи.

Выставку можно посмотреть в будние дни. Заявки принимаются по тел.: 31-25-25, 72-36-43.

Адрес Центра русского декоративно-прикладного искусства «На краю земли»: г. Южно-Сахалинск, ул. Курильская, 42.

Людмила БЕРКОВИЧ.