Как чиновники судились с газетой из-за критических публикаций

А с виду мощный и красивый.

В истории газеты «Советский Сахалин» было немало судебных процессов, где истцами выступали частные и юридические лица в качестве ответной реакции на критические статьи. Но в 2014 году судебную тяжбу с редакцией издания затеяло правительство Сахалинской области во главе с губернатором (теперь уже бывшим) Александром Хорошавиным.

Уставший «Поларис»

Время всё расставляет по своим местам. Общественно-политическая газета «Советский Сахалин», не сбиваясь с курса, уверенно подошла к 100-летнему юбилею. Бывший губернатор области Хорошавин отбывает многолетний тюремный срок за коррупционные преступления. В его бытность и, думается, не без его участия для редакции независимого СМИ создавались искусственные препоны. Однажды за несколько дней до Нового года в редакцию поступило письмо из областной типографии о том, что с первого января газету там печатать не будут. Без объяснения причин. Это была реакция властей на критические статьи.

У редакции возник вопрос: где же тогда печатать газету? Во Владивостоке? Или же не печатать вообще?

Скандальная история с покупкой у Мурманского морского пароходства за 140 млн бюджетных рублей теплохода «Поларис» тоже появилась на страницах газеты. Судно 1968 года постройки, изношенное суровыми арктическими морями, планировалось эксплуатировать в не менее сложных условиях – на курильской линии. По мнению общественности, это приобретение не соответствовало здравому смыслу: теплоход с высокой степенью износа основных элементов корпуса, двигателем старой модификации с ограниченным моторесурсом… Даже дилетанту было понятно – всё это в дальнейшем потребует дополнительных расходов на ремонтно-восстановительные работы.

У многих здравомыслящих людей покупка старого судна вызывала естественные подозрения в личной заинтересованности причастных к этой сделке чиновников.

После публикации о странном приобретении правительство области во главе с губернатором Хорошавиным пошло в атаку, пытаясь доказать в суде, что приведённые в статьях «Советского Сахалина» сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию регионального органа власти.

Чиновники продолжали настаивать на том, что «все службы судна находятся в работоспособном состоянии, а благодаря бережной эксплуатации износ корпуса, узлов и механизмов находится в разумных пределах, что позволит в дальнейшем эксплуатировать теплоход долгие годы при выполнении требований Российского морского регистра судоходства».

Только купили – и сразу в ремонт

Однако, как и предполагали авторы газетных публикаций, уже через несколько месяцев после приобретения признанный надёжным «Поларис» ушёл на ремонт в Южную Корею, а спустя год – в Китай. Здесь за валюту капитально ремонтировали его двигатель и корпус. После этого судно проработало ещё год, и всё же главный двигатель вышел из строя. Фрахтователю судна, морской компании «Сахалин – Курилы», власти предложили устранить проблему самостоятельно, усмотрев в случившемся издержки в эксплуатации судна. Но фирма, отказавшись нести расходы, попросту оставила теплоход в порту Корсакова.

В дальнейшем три независимые организации провели экспертизу причин поломки двигателя «Полариса». В акте указывалось на необходимость замены ряда узлов и агрегатов. Следом ещё одна комиссия обнаружила множественные дефекты корпуса теплохода – местами сильно проржавевший, с истончёнными стенками и до 70% износом отдельных переборок. Деформированные балластные танки, палуба со сквозными дырами. По мнению экспертов, теплоход практически исчерпал свой ресурс.

В итоге было принято решение о выводе судна из эксплуатации и его последующей утилизации. Но даже после этого «Поларис», находившийся на приколе в Республике Корее, продолжал тянуть бюджетные деньги. Корейская компания в арбитраже отсудила у Сахалинской области 2,6 млн за обслуживание «мёртвого» «Полариса». Эта сумма – долг за двухлетнюю стоянку теплохода у пирса судоремонтной компании в порту Пусана, куда теплоход отбуксировали после поломки основного двигателя.

Всего же за четыре года затраты на «Поларис» приблизились к 400 млн рублей. По экспертным подсчётам, таких средств в ценах тех лет хватило бы на приобретение нового современного комфортабельного пассажирского судна.

На защиту издания встали читатели

Судебную тяжбу с редакцией газеты «Советский Сахалин» правительство, возглавляемое Хорошавиным, вчистую проиграло. Но уязвлённые чиновники демонстрировали верх «изобретательности» – давление на редакцию шло по всем фронтам. Издание оказалось на грани закрытия.

Обеспокоенные перспективой остаться без «СовСаха», на его защиту встали читатели, начав сбор подписей в поддержку газеты. От имени подписчиков к губернатору Олегу Кожемяко, сменившему на посту осуждённого предшественника, обратилась депутат областной думы Светлана Иванова.

Новый губернатор переформатировал пыл исполнителей. Он освободил от занимаемой должности и руководителя регионального минтранса Владимира Дегтярёва, в бытность которого приобретался для области «Поларис».

Экс-губернатор Вадим Хорошавин получил тюремный срок. Скандальная сделка с покупкой ветерана арктических морей «Полариса» в его уголовном деле не фигурировала. Но навряд ли он как глава региона был в неведении, какого «кота в мешке» покупали для курильчан и по какой цене (значительно превосходившей первоначальную).

Редакция «Советского Сахалина», как показали дальнейшие события, оказалась права в своих оценках и суждениях.

Вот так закончилась эта неприглядная история. Однако есть во всём рассказанном позитив. К счастью, никто не утонул на этом побитом коррозией и потрёпанном арктическими морями теплоходе. Наверное, Бог островитян миловал.

А газета «Советский Сахалин» осталась, как и была, летописью жизни островного региона.

Ольга Романова.

По теме:

Призрак «Полариса». Даже после утилизации сахалинский теплоход напоминает о себе судебными исками

Коррупционный крен «Полариса»

«Поларис»: был бы новый, никто бы и слова дурного не сказал. Переписка с курильскими депутатами

На «Поларисе» в светлое будущее