Понедельник, 20 мая, 2024

Тайны «Партнера»

С каждым днем появляется больше информации, имеющей отношение к исчезновению рыболовной шхуны «Партнер» в Татарском проливе 7 января. Но до полной ясности еще далеко. По данным УВД по Сахалинской области и других источников, в правоохранительные органы начали поступать первые обращения от родственников пропавших без вести членов экипажа «Партнера». 11 – 13 января зарегистрированы обращения в Южно-Сахалинске и Невельске. Тела обнаруженных в прибрежной полосе юго-западного побережья Сахалина двух мужчин, предположительно членов экипажа затонувшего судна, сейчас находятся в морге Холмска. После проведения судмедэкспертизы они будут представлены на опознание. Накануне были обнародованы имена 14 членов экипажа шхуны «Партнер». В судовой роли капитаном числится Равиль Бодрутдинов, первым помощником – Андрей Сальников, вторым помощником – Владимир Чуржиков. В экипаж входили также инженеры Альберт Попов и Андрей Гурулев, кок Андрей Шимилин, боцман Александр Сарапин и матросы: Николай Сарапин, Владимир Сергеев, Игорь Яшин, Александр Хмель, Александр Мартынов, Андрей Журавский и Павел Тресков. По предварительным оценкам Росрыболовства, шхуна затонула, а ее экипаж погиб, тем не менее поиски судна продолжаются. Напомним, что 7 января радиостанция порта Ванино уловила сигнал тревоги, он поступил из района, находящегося в нескольких милях к северо-западу от мыса Ламанон на западном побережье Сахалина. Сообщение было кратким: «Это «Партнер». Терплю бедствие. Судно под воду уходит. Плот один-единственный, открылся, и то не так…». На этом связь прервалась. Активный поиск на море и с воздуха результатов не принес… Судовладелец «Партнера» находится в Белизе, шхуна ходила под флагом Камбоджи, экипаж российский, а точнее – сахалинский. В Росрыболовстве предполагают, что шхуна могла заниматься браконьерским промыслом. Следственные органы с такими утверждениями выступать не торопятся, есть разные версии. Известно, что 5 января судно вышло из японского порта Вакканай. История «Партнера» сейчас активно обсуждается на разных уровнях. Действительно, вопросов возникает много. У некоторых сахалинских пользователей глобальной сети, которые, чувствуется, не понаслышке знакомы и с рыбацкой работой, и с конкретными людьми, членами экипажа, возникли некоторые сомнения насчет точности списка экипажа. По крайней мере, одна фамилия, утверждают они, лишняя – молодой человек действительно когда-то работал на шхуне, он сейчас точно жив и здоров. Другие обратили внимание на то, что в некоторых случаях фамилии указаны точно, а имена – нет. Много возмущений по поводу того, что «Партнер», еще не разобравшись, уже объявили браконьерским судном. А вот что говорят в компетентных инстанциях. В Сахалинском филиале центра систем мониторинга и связи пояснили, что в соответствии с действующим порядком любое иностранное судно, планирующее посетить российские территориальные воды, регистрируется не на Сахалине, а в системе мониторинга на Камчатке, и в дальнейшем капитан отчитывается не перед сахалинской службой мониторинга, а перед камчатской. В данном случае есть сведения, что «Партнер» ни на Камчатке, ни на Сахалине не регистрировался в отраслевой системе мониторинга. На его борту либо вообще не было технических средств позиционирования, либо они были отключены. Эти техсредства позволяют отслеживать перемещение судна через спутник, на который каждые три часа подается сигнал. Если эти техсредства отключены, судно остается невидимым для наблюдателей. В сфере действия Сахалинской службы мониторинга находятся суда местных компаний. Раз в год в обязательном порядке технические средства контроля тестируются, при выходе в море судна обязательно проверяется наличие и состояние этого оборудования. Если бы «Партнер» когда-либо ранее проходил такую проверку, осталась бы информация в базе данных. Ее нет. В распоряжении службы самые современные компьютерные программы, карты, аналогичные тем, что есть у пограничников. Если бы шхуна оказалась в наших краях законным образом, с соблюдением всех требований, ее в любом случае было бы видно. Но судно прошло незамеченным. Еще один нюанс: каждое судно должно иметь на борту как минимум один радиобуй, который автоматически отстреливается в случае подобных ЧП и затем, находясь на водной поверхности, подает сигнал бедствия. Судя по поступающей информации, такого сигнала не было. В любом случае расследование всех обстоятельств позволит сделать окончательные выводы. А вот о чем рассказали в Южно-Сахалинском представительстве МИД РФ. 8 января в эту инстанцию обращались из областного управления МЧС, интересовались, можно ли запросить судовую роль «Партнера» в Камбодже. Технически это возможно, но не имеет смысла, ведь в Камбодже лишь выдан сертификат на судно, если документы не фиктивные. Экипаж набирает капитан. В представительстве МИД посоветовали найти прежнего капитана шхуны, который находится на Сахалине, что и было сделано. Оказала содействие и японская сторона – список членов экипажа был в итоге получен. Представительство МИД РФ в Южно-Сахалинске готово оказать организационную помощь компетентным органам, если те решат провести «глубокое расследование», перепроверить данные о судовладельце в Белизе, о регистрации и так далее. Опыт подобной работы есть. В корейском городе Пусан действуют российское посольство и представительство морского регистра Камбоджи, контакт с этим ведомством есть. В представительстве МИД РФ припомнили относительно недавнюю историю. Осенью прошлого года в японский порт Вакканай прибыла рыболовная шхуна. Она вышла из Корсакова под флагом РФ, причем за границу не собиралась, а при подходе к Вакканаю чудесным образом превратилась в камбоджийскую, капитан так и сообщил японцам. Но тут произошла беда – открылась течь, и судно затонуло буквально в десятке метров от берега. Японцы не предоставили членам экипажа гостиницу, поскольку граница у них оставалась закрытой, разместили их на другом судне, стоявшем в порту, – оно было под флагом Камбоджи. В представительстве МИД РФ считают этот случай весьма показательным – очевидно, у капитана в распоряжении был второй пакет документов, подтверждающий камбоджийскую «прописку». И что было дальше? Члены экипажа (сахалинцы) неделю молчали, а затем выдвинули уже другую версию, сказали, что они ходили под российским флагом, что в пути произошла поломка, ситуация была экстренной… Словом, все благополучно вернулись на Сахалин. Если бы они продолжали оставаться «камбоджийцами», им светила бы весьма строгая ответственность в России за нарушение госграницы и за подмену флага. Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ