На месте падения самолета.

Поисковики работали на местах катастроф военных самолетов в Тымовском и Смирныховском районах.
– В Тымовском районе для этого нам пришлось пройти более 7 км вдоль железной дороги. Место падения находится в 50 метрах от магистрали Южно-Сахалинск – Ноглики, на 513-м км + 650 м. Вокруг глубокой длинной воронки разбросаны фрагменты самолета, рядом один из двигателей АШ-82фн, виновник трагедии. Левый двигатель с заводским номером 8292831, – рассказывает активист Поискового движения России Алексей Охрименко.
По архивным документам установлено, что 8 апреля 1946 года в 454-м бомбардировочном авиаполку 334-й бомбардировочной авиадивизии произошла катастрофа, в результате которой разбился самолет Ту-2. Экипаж погиб.
Летчик лейтенант Лобода выполнял упражнение в составе звена, будучи левым ведомым. При возвращении с задания после 1 часа 20 минут полета, по заявлению свидетелей, возник пожар на левой винтомоторной группе. Самолет перешел в пикирование, врезался в землю в 10 км северо-западнее аэродрома Зональное, в 4-х км западнее Кировска и разрушился.
Летчик выбросился на парашюте, но запутался в куполе. Штурман выбросился на парашюте, но кольца не выдернул. Воздушный стрелок-радист и воздушный стрелок также выбросились на парашютах, но из-за малой высоты парашюты не раскрылись.
Летчик лейтенант Лобода Яков Михайлович родился 4 апреля 1924 г. в с. Боровенька Ворошиловоградской области.
Штурман лейтенант Шакиров Хаким Алимович родился в 1920 году в г.Ташкенте.
Воздушный стрелок-радист ефрейтор Комиссаров Николай Павлович 1925 г. р.
Воздушный стрелок ефрейтор Глазков Алексей Петрович 1924 г. р.
Место захоронения экипажа пока не найдено, на кладбище с. Зонального много могил без табличек.
В Смирныховском районе, возле с.Победино, табличку установили на месте падения штурмовика Ил-10.
Работы начались весной 2019 года, а продолжились осенью. Поисковики откачивали воду мотопомпой из воронки, перебирали глину – искали номерные детали крылатой машины и признаки присутствия экипажа на борту в момент падения. Чтобы найти заветный номер, пришлось полностью, до дна, выбрать все обломки из воронки, и почти в самом конце работ нашли технологический лючок с номером 4129. Ранее на найденном прицеле были выбиты точно такие же цифры, но уверенности, что это заводской номер, не было. Так же как и признаков, что с самолетом погиб экипаж. Ни личных вещей, ни пряжек парашютной системы, лишь часть летного планшета, прозрачный пластик от кармана для карты. Оставалась надежда, что летчик и воздушный стрелок успели покинуть самолет.
Несколько месяцев потребовалось, чтобы по номерам самолета и двигателя установить экипаж.
В Центральном архиве министерства обороны удалось найти архивные документы, в которых сказано: 29 июня 1951 года в 973-м штурмовом авиационном полку произошла катастрофа самолета Ил-10, 1894129, мотор АМ-42, 462124. Экипаж погиб, самолет разбит.
Летчик старший лейтенант Закревский Яков Евтихеевич 1921 г. р., уроженец с. Головеньки Винницкой области УССР. Начинал службу в 1940 году в 140-м гаубичном артиллерийском полку. В 1942-м поступил в 3-ю Чкаловскую военную авиационную школу пилотов УрВО. После окончания в 1945 году направлен в 50-й запасной авиаполк Киевского военного округа, г. Житомир. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией».
Воздушный стрелок младший сержант Хлебенков Василий Яковлевич.
Других сведений по воздушному стрелку и обстоятельствам катастрофы найти пока не удалось.
Это уже третий самолет, погибший с экипажем в 973-м штурмовом авиаполку.
После установки табличек в память о погибших экипажах прозвучали холостые выстрелы в воздух, сообщила пресс-служба регионального отделения Поискового движения России.
Работа поисковиков продолжилась в Поронайском районе. Здесь возле реки Хвойная и горы Маклая несколько лет назад активистам показали фрагменты самолета Ил-10.
Долгое время не было возможности снова попасть туда, но когда вернулись, почти сразу удалось найти лючок, через который заряжали авиационную пушку ВЯ-23, с цифрами 1030, которые означали заводской номер самолета.
Было понятно, что самолет дислоцировался на аэродроме с. Гастелло в одном из штурмовых авиационных полков, но что произошло и какова судьба экипажа, было неизвестно. В Центральный архив минобороны был отправлен запрос, ответ пришел через несколько месяцев.
7 июля 1949 г. в 14.34 в 9-ти км южнее аэродрома Гастелло произошла авария самолета Ил-10 №1891030 из 1-й авиаэскадрильи 264-го штурмового авиаполка 159-й штурмовой авиадивизии, говорится в архивной справке.
Цель полета – облет самолета после ремонта мотора (по кругу). На взлете, в момент отрыва, мотор дал резкий перебой в работе, после чего стал работать нормально. На высоте 25 – 30 метров мотор вновь стал давать резкие перебои, чередуясь с нормальной работой, при этом с обеих сторон, в момент перебоев, наблюдались черные выхлопы. Через 1,5 – 2 минуты мотор отказал полностью. Летчик посадил штурмовик с убранным шасси на горелый лес. Самолет полностью разбит, подлежит списанию, мотор требует контрольной переборки. Экипаж невредим.
Согласно выводам комиссии, виновником аварии является завод-изготовитель.
Состав экипажа: командир звена лейтенант Борисенко Леонид Никитович 1921 года рождения; авиационный моторист старший сержант Трефилов Виктор Федорович 1925 года рождения.
– У нас есть информация о еще двух самолетах, но места их падения мы пока не нашли, – рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения Поискового движения России Артем Бандура.
Работы по увековечению памяти погибших военных летчиков проводятся в рамках проекта «Вечный полет» на средства гранта правительства Сахалинской области.

Николай ПРАСОЛОВ.