Суббота, 27 апреля, 2024

Куклы перешли все границы. Международный фестиваль театров

Сцена из спектакля  «Трагедия о Макбете» (Гродненский областной театр кукол).

 

IV международный фестиваль театров кукол «На островах чудес» завершился в Сахалинской области. За десять дней на двух сценах Сахалинского театра кукол и в ряде городов области выступили гости из 20 театров 9 стран, они показали почти 60 спектаклей.

Эйфория дебюта со временем переплавилась в качественное наполнение программы спектаклями, дискуссиями, мастер-классами. И пусть говорят, что всем угодить невозможно, но исполнительному директору фестиваля Антонине Добролюбовой это как-то удалось. Формируя афишу, она собрала то, что однажды на каком-то фестивале лично ее поразило до глубины души, а по совпадению оказалось небольшим бриллиантом современного кукольно-театрального дела. Описать спектакли всех участников не представляется возможным, как и даже просто все посмотреть. Отталкиваясь от театральных приветов из Словении и Чехии, Армении и Эстонии, Якутии и Крыма, Японии и Белоруссии, можно лишь в общих чертах наметить контуры большого фестивального великолепия в широкой амплитуде – от тихих радостей пастельной нежности до ошеломляющих планетарным размахом открытий. С рождения фестиваль остается праздником без конкуренции, который играют на чистом сливочном масле дружбы и взаимного любопытства. Здесь мэтры не соревнуются с молодыми, здесь не делят «золотых масок» регионального уровня, но стараются во всей красе показать многообразие жанра с замахом на всеохватность. Дело безнадежное, но интересное.

Что бросилось в глаза: наряду с государственными театрами было представлено немало и частных семейных театров на два лица, которые малыми силами умудрялись показывать мобильные, но широкоформатные представления. Создавались они, как правило, в нелегкие 90-е, но умудрились выжить и обрести оригинальное лицо. Театр Светланы и Роберта Вааб «Фонарик» из Таллина с «Морским царем» по мотивам финского фольклора (парафраз пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»), со своими деревянными куклами в походном сундуке докатился до Поронайска. Московский театр «ТриЛика» (кукла – актер – зритель) Виктора Драгуна и Елены Мартыновой каноническую «Муху-Цокотуху» сделал страшно смешной историей не только о победе добра над злом, но и о дамских кознях и нравах театрального закулисья.

В театре кукол всякая вещь, и не только – предмет большой игры, помимо того, что перед зрителем прошел большой парад кукол всех мастей (марионетка, тростевые, теневые и т. д.). В Ереванском государственном театре кукол имени Ованеса Туманяна «Сказку, упавшую с небес» Заруи Антонян разыгрывают фигурки, сложенные из актерских пальцев. В «Шоу великанов», созданном Виктором Арихиным в Евпатории, главными персонажами стали артисты на ходулях. В «Черепахе» театра «Инсайд» (Москва) в постановке Оксаны Исаевой горы и волны возникают из куска ткани, павлин – из веера и руки актрисы. А в «Сказке о заколдованной принцессе» из Иваново у куклы руки-ноги растут на глазах изумленных зрителей.

Театр кукол сегодня явление синтетическое, активно работает на территории драматического театра, давая актерам неплохие шансы для реализации амбиций живым планом. А каждый зритель получил здесь, что хотел: традиционную сказку или ее розыгрыш, музыкальную фантазию без слов, публицистику, актуальную классику. Кукольники из пражского театра Geisslers hofcomoedianten баловались черной магией в спектакле «Я – Крабат», ради визита на Сахалин даже заговорив по-русски. Хозяева фестиваля тревожили дух вампиров в мюзикле «Дракула». В Государственном театре кукол «Сказка» (Санкт-Петербург) лютую семейную драму «Синяя борода» обратили в лихую песнь во славу женской отваги. Золотомасочные «Золоченые лбы» Государственного театра кукол Карелии покорили не только точной передачей обаяния поморских сказов Бориса Шергина, но и ювелирной слаженностью дуэта кукольников – Любови Бирюковой и Александра Довбни.

А самым «громокипящим» впечатлением стало продолжение знакомства с Гродненским областным театром кукол – со спектаклями его лидера Олега Жюгжды. В «Трагедии о Макбете» препарирование мощнейшего космоса человеческих страстей открывает уникальные возможности союза кукол и актера. Как говорил театральный критик, директор Театра анимации из Познани Марек Вашкель, «есть вещи, которые актер не может передать, а кукле это по силам. Актеру иногда достаточно быть на сцене, а в кукольном театре все надо придумать, мы тут все маленькие боги». Старинная история о феномене власти как неизлечимой болезни прилегает к реалиям ХХI века так же плотно, как маски к лицам актеров. Актеры являются на сцене проводниками божественного провидения, а куклы, раздавленные бременем власти, ведут себя как люди…

Возрастные рамки восприятия раздвигаются с каждым годом: ныне театр кукол начинается для зрителя задолго до трех лет, с получасовых сказок-игр на подушках. Европейское направление бэби-театр, помогающий малышам познавать мир, получает все большую подпитку в Сахалинском театре кукол. А в принципе театр кукол уверенно утверждает себя в роли друга семьи, и большинство «малолетних» постановок взрослым пришлись по душе эффектной визуальностью и ненавязчивым дидактическим посылом. Он готов говорить на самые сложные и больные темы со взрослыми, у которых нет времени говорить со своими детьми. В учебном театре Нижегородского театрального училища имени Евгения Евстигнеева идет спектакль с вызывающим, на контрасте с содержанием, названием – «Счастье». Это беспощадно документальная драма списана с жизни поколения 2000-х, с «Нирваной» и теплыми воспоминаниями о бабушке – на одном полюсе, с «дедовщиной» в школе и попыткой суицида – на другом. Его поставил и сыграл третьекурсник Владислав Романов, истинно «человек без кожи», открыв душу 15-летнего подростка, живущего в мире, пустынном, как лунный пейзаж. В нем нет дружбы, семьи, любви, и этот мир создан взрослыми. Вкрапление таких болезненных сюжетов в пространство театра кукол, где сказки привычно заканчиваются счастливым концом, – гарантия его жизнеспособности и актуальности для зрителя.

Наверно, это самый длинный и далекий фестиваль театров кукол в России. Никого давно не пугают или останавливают время, расстояние или гримасы сахалинской погоды. Раньше этот праздник начинался в октябре на улице, втягивая Южно-Сахалинск в свой феерический контекст, а в этом году церемонию его открытия увели под крышу кинозала «Октябрь». С сахалинской погодой, показавшей в ноябре все, на что она способна, трудно договориться. Но, может быть, проще это сделать с министерством культуры и архивного дела?

«На островах чудес» прошли как небольшая яркая жизнь, счастливо прожитая в кругу единомышленников. Хотя едины они только в том, что почитают театр кукол высшей мерой всех вещей, а в остальном идут своими дорогами.  Фестиваль, которому прозорливо оказали поддержку не только региональные власти, но и многочисленные друзья-меценаты, аргументированно заявляет всей России о Сахалине как территории творчества, а не географической обочине. Обратная связь не медлила: Сахалинский театр кукол получил приглашение на международные фестивали «Рязанские смотрины», «Муравейник» в Иваново, его хотят видеть в Эстонии, Японии. «Сахалин – наш общий остров, который любит театр и по-доброму относится к людям», – сказала театральный критик Марина Тимашева из Москвы, которой здесь было «легко и просторно». Дошедшие до Охи на своих ходулях артисты из Евпатории выразили надежду: «Увидеть Сахалин и вновь вернуться». За вдохновением, новыми друзьями и  перспективными идеями.

И. СИДОРОВА.

Фото пресс-службы Сахалинского театра кукол.

P.S. Мистический мюзикл «Дракула» Сахалинского театра кукол вошел в список самых заметных, по мнению экспертного совета, спектаклей 2016 – 2017 года. Как сообщается на сайте Национальной театральной премии России,  формируя список номинантов, эксперты драматического театра и театра кукол посмотрели в театрах и на видеозаписи 555 спектаклей, эксперты музыкального театра – 277 спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге и в более чем ста городах России.

Спектакль «Дракула» поставил белорусский режиссер, лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь  Олег Жюгжда, художник  Лариса  Микина‐Прободяк, автор музыки Павел Кондрусевич, хореограф       Дмитрий Предко. Проект создавался специально для Сахалинского театра кукол и был с восторгом принят зрителями.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ