Понедельник, 20 мая, 2024

Мужество, удивившее мир

Даже полвека спустя очевидно, что эти четверо родились под счастливой звездой да еще и в тельняшках. Судьба свела их в одной географической точке – на далеком Итурупе, на одном суденышке и в штормовую ночь 17 января 1960 года послала им нечеловеческие испытания.
Сорвавшуюся с якоря грузовую баржу, где второй год несли службу сержант А. Зиганшин и рядовые А. Крючковский, А. Федотов и Ф. Поплавский, ураган унес в Тихий океан. За 49 дней дрейфа неуправляемая баржа, преодолев более тысячи миль, оказалась в районе Гавайских островов, где ее и обнаружили американские военные летчики с авианосца «Кирсардж». На спасение обессиленного экипажа, измотанного голодом, качкой, борьбой за живучесть суденышка, отправился вертолет. Он и поднял советских воинов на борт авианосца…
Политическая ситуация тогда была непростой – СССР и США находились в состоянии «холодной войны». Но американцы, спасшие жизни советским солдатам, проявили к ним столько доброго и искреннего участия, что пусть в малом, но лед тронулся. После этого случая даже отечественные карикатуристы стали рисовать «холодную войну» в образе злой старухи в тающих сосульках. Еще бы, отважной четверкой восхищалась вся Америка, а мэр г. Сан-Франциско, принимавший у себя спасенных, каждому из них подарил тогда символический ключ от города.
Через 47 лет после тех событий Асхат Рахимзянович Зиганшин и Анатолий Федорович Крючковский привезли в Южно-Сахалинск эти памятные ключи от главного порта США на Тихом океане и продемонстрировали их участникам конференции, проходившей в Сахинцентре по случаю 200-летия установления дипломатических отношений между Россией и США. Эти отважные люди с трибуны конференции еще раз через представителей американского посольства поблагодарили своих спасителей, ставших уже седовласыми людьми, и признались, что им так хочется обменяться с ними крепким рукопожатием и обнять их от всей души.
К сожалению, бывших моряков с авианосца «Кирсардж» в зале не оказалось, но А. Зиганшина и А. Крючковского все же ожидал приятный сюрприз – с ними встретились заместитель военно-морского атташе при посольстве США в Москве подполковник Д. Ширер и капитан второго ранга ВМС США
М. Хауф. Они вручили кавалерам Красной Звезды фотографию «Кирсарджа» 1960 года  и сертификат в честь международного сотрудничества двух стран на море.
После конференции удалось немного пообщаться с легендарными личностями, о которых написаны книги и сняты документальные фильмы. Они произвели впечатление людей скромных и немногословных. На главный вопрос, что помогло им выжить в 49-дневном дрейфе, ответили просто:
– Не теряли самообладания и надежды на спасение. Знали, что нас ищут и найдут. Очень хотелось жить. Проявлений малодушия не было, помогали дружба и товарищество. Ведь воспитаны мы были в комсомольских традициях. А еще часто думали о доме, о близких…
Как признался А. Зиганшин, сны ему не снились ни в океане, ни после спасения. На барже он был старшим по званию и являлся командиром, но на лидерство не претендовал – в тех тяжелейших условиях они были все равны. Сообща откачивали воду после штормов, по-братски делились последними крохами еды, а когда она кончилась, в ход пошли мыло, зубная паста, кожаные ремни, голенища сапог и «съедобные» части казенной гармошки.
Как сложилась дальнейшая судьба отважной четверки? На удивление одинаково. После службы парни приобрели морские специальности. Трое из них плавали (к примеру, А. Зиганшин целых 45 лет!). Только А. Крючковский работал в Киеве на судоремонтном заводе, но все равно профессионально был связан с кораблями.
К сожалению, уже ушли из жизни А. Федотов и Ф. Поплавский. О них друзья хранят самую светлую память.
Во втором поколении Зиганшиных и Крючковских нет продолжателей морских традиций, поскольку в семьях выросли дочери. Но у Асхата Рахимзяновича старшая наследница замужем за офицером-подводником, их сын уже закончил морское училище и пошел учиться дальше. Ведь, как говорили древние, плавать по морю необходимо.
Л. СТЕПАНЕЦ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ