Понедельник, 20 мая, 2024

По времени и нравы

На книжной полке – “Коллежский советник”.

Очередная книга нашего земляка, члена Союза писателей России Владимира Гриня, презентация которой состоялась в минувшую пятницу в музее книги А. Чехова «Остров Сахалин», стала продолжением вышедших в 2013 году «Поротайских хроник».

– «Коллежский советник» я бы назвал романом-памфлетом о похождениях нерадивых чиновников, – рассказывает автор. – Книга является третьей частью цикла «Поротайские хроники». В ней я затрагиваю такие извечные людские пороки, как лицемерие, алчность, карьеризм, невежество, чванство, которые во все времена, словно коррозия, разъедают моральные устои общества. Я не случайно обратил внимание именно на эту социальную прослойку – чиновничество. Для некоторых из них главное – чувствовать себя царьками над другими. Против этого нужно обладать стойким иммунитетом, а главным сильнейшим оружием является смех. Ведь любого человека можно любить, жалеть, ненавидеть или, в крайнем случае, относиться к нему безразлично. Но если над кем-то смеются, то он перестает быть объектом серьезных отношений, потому что превращается в пустышку. Такой смех, презрительный, как я думаю, является наивысшей оценкой никчемности человека.

Писалась книга и легко, и трудно. Легко, потому что материала хоть отбавляй, а трудно – потому что автор не стремился копировать конкретных людей. На взгляд Гриня, все банально и прозаично в своей стереотипности, везде можно встретить «коллежских советников». Как ни печально, но подобные персонажи бессмертны, как понятия добра и зла, любви и ненависти…

О чиновниках, их патологическом корыстолюбии и иных достоинствах, вызывающих вопросы у правосудия, писали Фонвизин и Гоголь, Салтыков-Щедрин и Чехов. У Гриня герой редкой гнусности – Агафон Ягодица, брошенный на периферию «углубить, расширить и возглавить». Выписан он так живописно, что впору затосковать и навеки разочароваться в человечестве. Как будто автор расшифровал сны или приватные телефонные разговоры местечковых божков о делах насущных: квартирах, машинах, карьерном росте и интригах дорогих коллег. И заканчивается книга цитатой Александра Дюма из наблюдений о России: «Единственный человек, который не знает ни о ворах, ни о воровстве, – это император».

Читать про этих мерзавцев не хочется, пишите про благородных героев – таково было мнение некоторых читателей на презентации «Коллежского советника».

Уверен, что новая книга Гриня не разочарует почитателей его дарования. А отталкиваясь от факта выхода в свет очередного произведения этого автора, смею заметить, что появление и присутствие в литературе такого прозаика – явление достаточно уникальное. Мы познакомились с Владимиром Гринем в начале 90-х годов прошлого столетия, и тогда вряд ли кто мог предположить, что через десяток лет он заявит о себе как серьезный писатель. Обычно люди его профессии (до недавнего времени Владимир Николаевич работал первым заместителем начальника сахалинского управления ФСБ), оставляя службу, или пишут  мемуары, или сочиняют «шпионские романы». Хотя при написании первой своей историко-документальной повести «Разлука длиною в жизнь…» Гринь и «использовал служебное положение», обратившись к архивным материалам о трагедии корейцев в августе 1945 года в п. Леонидово, книга отнюдь не стала чем-то средним между журналистикой и краеведением. И вполне заслуженно получила большой общественный и международный резонанс.

После удачного дебюта вскоре увидела свет новая, теперь уже «чисто» художественная повесть «Пускай я умру у тебя…». В ней Гринь в полной мере предстал как прозаик, который в череде событий желает не просто изобразить  поступки людей, но разобраться в психологической подоплеке, показать, как внешние обстоятельства влияют на характеры персонажей. Хотя события повести и происходят на Кавказе, где идет война, автора занимает исследование поведения людей, поставленных силою обстоятельств перед непростым выбором – остаться людьми или, ничем не рискуя, подчиниться воле этих самых обстоятельств… Кстати, первые две повести чуть позже были изданы под одной обложкой в московском издательстве, что свидетельствует о признании автора как серьезного писателя.

И, без сомнения, еще одним открытием дарования Гриня стал эпический роман «Утоли мои печали», увидевший свет в 2012 году. Подобные произведения сегодня – большая редкость, несмотря на обилие ярких обложек на книжных прилавках. Поскольку многих нынешних авторов больше волнуют забористость сюжетов, эпатажность и товарная стоимость их сочинений. Тем ценней и значимей это произведение Гриня, в нем он прослеживает жизнь нескольких поколений тех самых «простых людей» с их радостями и печалями, любовью и бедами. Людей, живущих рядом с нами, похожих на нас, а потому узнаваемых и находящих отклик в наших душах. В этом, на мой взгляд, и состоит смысл всякого творчества – пробуждать душу человека.

Ведь и в первой книге «Поротайских хроник», составленной из повестей «Улита и Гектор» и «Рантье» и вышедшей после большого романа, автор остается верен себе: в несуразности, а то и комичности ситуаций и героев он стремится показать «внутренние пружины» характеров, а уж выводы делать читателю. А у последнего нередко возникает вопрос: где автор находит сюжеты и героев своих произведений? Ответ банален: в жизни, которая для многих настолько обыденна, что за повседневными мелочами некогда «остановиться и оглянуться». Впрочем, на то и одаривает природа некоторых из нас, что умеют подмечать, накапливать в памяти и смешное, и великое, и горькое – все то, что потом становится стихом, рассказом, романом. Словом, которое и согреет душу, и взволнует, а то и просто оживит…

Народный артист А. Джигарханян как-то заметил: талант – это память. С памятью у Владимира Гриня все в порядке. Свидетельством тому его очередная книга. Которая, даст бог, не последняя. Как полушутя сказал автор, буду продолжать кропать очередную вещь для цикла «Поротайские хроники». Как всегда, «про жизнь»…

В. Плотников.

Фото И. СИДОРОВОЙ.

 

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ