Солнечная кисть мастера. 18 мая заслуженному художнику РСФСР Гиви Манткаве исполнилось бы 90 лет

117
Гиви Манткава.

Гиви Манткава является одним из ярчайших представителей сахалинского изобразительного искусства. В фонде Сахалинского областного художественного музея его творчество представлено почти 200 экспонатами. Это преимущественно живопись и графика. Музейная коллекция произведений Гиви Манткавы представляет одно из приоритетных направлений комплектования музейного фонда и стала одной из самых значимых по полноте и содержанию в собрании музея.
Картины мастера хранятся в музеях и других регионов и, конечно, в частных коллекциях. У художника было много друзей и широкая натура…

Островная земля стала второй родиной этого выпускника Тбилисской академии художеств 1950-х, а он – ее благодарным сыном. Сотни графических листов, исполненных в различной технике, десятки оформленных печатных изданий, значки, этюды, произведения живописи, монументально-декоративные росписи общественных зданий можно назвать художественной летописью и одновременно вдохновенной поэмой, посвященной нашему краю.
Манткава овладел всеми жанрами станковой живописи, утвердившимися с эпохи Возрождения. Будь то пейзаж, портрет, жанровая картина или натюрморт, всюду видны своеобразная композиция, твердая рука мастера, нетрадиционный подход к изображаемому.


На его натюрмортах не увидишь нарочито составленных предметов, в пейзажах – идиллических уголков природы. Художника больше привлекают простые, обыденные картины. Очаровывает ясная, декоративная красота ветки рябины, написанной во весь холст; ажурная радиовышка в хороводе вихрей небесной синевы; картины жизни рыбаков…
И в этих чисто сахалинских работах, и в тех, что тематически не связаны с жизнью нашего края, ясно ощущаются черты грузинского искусства – повышенная интенсивность цвета, мотивы древнегрузинских орнаментов, скульптурная лепка человеческих фигур, многослойная, мерцающая фактура красочного слоя.
В его творчестве был период с преобладанием декоративного начала. Позже художник больше внимания уделял пластическому совершенству своих работ. Не зря в его мастерской в уважительном дорогом обрамлении висели фотоснимки творений великих флорентийцев XV века – Гирландайо и Боттичелли. Хорошо зная крупнейшие художественные школы старого и нового времени, Манткава сохранял духовную и стилистическую верность грузинскому искусству. И в то же время, пожалуй, никто из сахалинцев не сумел пока еще так полно и сильно рассказать о нашем крае, его тружениках, истории и природе.


…В 1972 году большая группа деятелей культуры Грузии побывала в нашей области. Последовало приглашение министерства культуры республики организовать персональную выставку Манткавы в Тбилиси. Это было признание. Быть может, самое дорогое для художника, с творчеством которого давно уже были знакомы любители изобразительного искусства Южно-Сахалинска, Хабаровска, Читы, Москвы… О нем знали и читатели центральных газет социалистических стран, чьи писатели и журналисты посещали наш остров.
Обретать свое лицо в искусстве Манткава начал еще студентом. Знакомство с репродукциями французских постимпрессионистов, творчеством замечательных грузинских современников Гудиашвили, Ахвледиани, Какабадзе побуждало к овладению новыми композиционными и цветовыми решениями, выходящими за рамки устаревших академических установок.
С переходом на театрально-декоративный факультет у Гиви появилось больше возможностей освежить палитру и композицию. Школа же рисунка в академии стояла на высоком уровне – ее возглавлял художник большой культуры, известнейший иллюстратор произведений Шота Руставели и Шекспира – Серго Кобуладзе.
Но не только изобразительным искусством жила одаренная молодежь академии. Завсегдатаи оперного театра и филармонии, студенты распевали полюбившиеся арии, разучивали и исполняли многоголосые песни своего народа.
Меня всегда поражало в Гиви Михайловиче не только знание грузинской культуры, но и умение безошибочно, в верной тональности пропеть песни народностей Грузии, отстучать любой ритм народных танцев. (Есть над чем задуматься некоторым молодым людям, подменяющим подлинные ценности культуры народа космополитическими суррогатами, не умеющим показать характер своего народа в танце и песне).
Были в студенческой юности Манткавы и путешествия к снежным вершинам Кавказа, и горячие диспуты о проблемах искусства, увлечение футбольной жизнью Тбилиси (это они, студенты-художники, открыли звезду тбилисского «Динамо» Михаила Месхи, тогда еще любителя). Полнокровная духовная жизнь в студенчестве определила уровень творческих исканий молодого художника.
Личность цельная, организованная, Гиви Манткава не расплескал полноту юношеских идеалов художника. Отдаленность от больших культурных центров не стала преградой для совершенствования его искусства и культуры. Он посетил крупнейшие картинные галереи Испании, Италии, США. И неустанно трудился. Не случайно значительное количество произведений художника приобретено министерством культуры РСФСР и дирекцией выставок. Сахалинские областные краеведческий и художественный музеи располагают коллекциями его картин.
Я был свидетелем, когда к уже утвержденному художественным советом и заказчиком эскизу грандиозной по масштабу росписи Дворца культуры шахтеров в Синегорске неудовлетворенный художник делал все новые и новые варианты…
В нашей памяти Гиви Михайлович останется личностью взыскательной, лишенной какого-либо самодовольства и при этом достигшей значительного успеха.

Владимир Чепига.

Из неопубликованного
В мастерской Гиви Манткавы

Стены – четыре. Пара окон.
Шагов одиннадцать на семь.
Заглянет солнце на уроки
С утра – и нету больше стен.

Сюда, как будто независим,
Как будто кем-то предрешен,
Мир вторгся, приостановился
И вдруг пошел не так, как шел!

Хрустело небо под ногами,
По небу трещина легла,
Себе на грудь гора нагая
Натягивала облака.
И, привлекательны в ненастье,
Смотрясь, как в зеркало, – в окно,
Распахивались люди настежь,
Одушевляя полотно.

На них пикировал кругами
Орел. Углов он не срезал –
Чертил собой кардиограмму
Того, что он недосказал.

Тим КУЗНЕЦОВ (1963 год).