Понедельник, 20 мая, 2024

Золотое перышко «Жар птицы»

Четверо земляков стали дипломантами выставки-ярмарки «Северные цивилизации-2007», проходившей во Всероссийском выставочном центре столицы в рамках II фестиваля народных мастеров и художников России «Жар-птица».
Сахалинцы впервые участвовали в столь масштабном мероприятии, однако их эксклюзивные ручные работы не затерялись среди экспонатов представителей 43 регионов страны, а были отмечены восьмью дипломами. Надо сказать, своим сияющим пером «Жар-птица» одарила талантливую мастерицу из Ноглик Веронику Владимировну Осипову – ей вручена золотая медаль выставки.
Впрочем, все по порядку.
Когда из Москвы пришло приглашение поучаствовать во всероссийской ярмарке, начальник отдела коренных народов Севера администрации области Надежда Александровна Лайгун собрала на совет лучшие творческие силы. Сообща решали, что в столицу везти, чем народ удивить. Сошлись на том, что поронайцы представят изделия из меха морского зверя, умельцы из Тымовского, Охинского и Ногликского районов – резьбу по дереву и работы из рыбьей кожи. Но за несколько дней до отъезда выяснилось, что у резчиков по дереву нет готовых экспонатов. К счастью, отозвалась учитель технологии из поронайского лицея № 3 Надежда Владимировна Джаббарова. Она решила представить на выставку авторские произведения и работы своих воспитанников, осваивающих традиции декоративно-прикладного искусства коренных народов сахалинского Севера.
И. о. заместителя генерального директора сувенирного цеха поронайской родовой общины «Тый» Владимир Владимирович Камимура отобрал на экспозицию лучшие меховые изделия, орнаментированные национальной вышивкой. А Анастасия Васильевна Бугрей, председатель южно-сахалинской общественной организации коренных народов Севера и специалист аппарата совета уполномоченных представителей КМНС Сахалинской области, приготовила на ярмарку корзинки из бересты, а также чашки и чумашки (особые берестяные коробочки, скрепленные корнями ивы). Делать их Анастасию Васильевну учили бабушка и мама.
Кстати, фотографии бабушек и дедушек, снимки сахалинской природы, книги В. Санги и сказки Л. Мувчик, описания технологии обработки шкур, изготовления нарт, а также национальных узоров и орнаментов наши земляки тоже взяли с собой. А Анастасия Васильевна прихватила еще и почти двухметровую дудку из борщевика. Пассажиры самолета приняли этот нивхский музыкальный инструмент кални за огромную палку, которую владелица непонятно почему не хотела выпускать из рук. А та переживала за сохранность хрупкого стебля. Она искала его в лесу по первому снегу, по пологим берегам ручьев, в зарослях шиповника. Несла домой около десятка дудок борщевика, чтобы подсушить, сделать в них специальные отверстия и в итоге найти единственную, которая зазвучит в унисон с голосом исполнительницы и сможет передать состояние ее души.
Мастерице из Ноглик Веронике Владимировне Осиповой мама сшила в дорогу большую холщовую сумку для декоративных панно из рыбьей кожи и меха, выполненных по северным мотивам. Сахалинские пейзажи из столь необычного материала были эксклюзивом и демонстрировали тонкий художественный вкус мастера. Даже миниатюрный национальный орнамент, непрерывной цепочкой обрамляющий композиции и вырезанный из рыбьей кожи, производил очень сильное впечатление. Казалось, что с помощью ножниц невозможно сотворить столь безупречный ажур, ненароком не повредив крошечные звенья витиеватого узора. Но талантливым рукам выпускницы Хабаровского технологического техникума В. Осиповой, как оказалось, и не такое подвластно.
В Москве во Всероссийском выставочном центре сахалинцев встретили 12 кв. м голых стен и два круглых столика, но мастера не растерялись. Взяли такси и отправились по магазинам искать драпировку. Там им ничто не глянулось, зато в какой-то торговой точке нашли циновки, накупили их, запаслись крючками и цепочками и за час с небольшим развернули свою экспозицию, ни на чью другую не похожую.  Притом так разместили экспонаты, чтобы посетителям было максимально удобно с ними знакомиться. Постоянным гидом на выставке стала А. Бугрей. Она так старалась и вошла в роль, что жюри отметило сахалинцев дипломом «За лучшую экспозицию и рассказ о ней» и включило соответствующую информацию в каталог выставки-ярмарки.
Все делегации разместили в одном из подмосковных пансионатов. Сахалинцы шутили: «Из леса в лес приехали». До ВВЦ приходилось добираться за 22 км, преодолевая дорожные пробки. На выставку уезжали рано утром, а возвращались затемно. Не было времени побывать даже в центре Москвы. Впрочем, островитяне не очень-то расстраивались по этому  поводу, ведь на двух этажах огромного выставочного павильона кипела интереснейшая работа.
За большими столами священнодействовали ямало-ненецкие косторезы, кавказские оружейники и чеканщики, вологодские кружевницы, мастера хохломской росписи и гжели. Умельцы Чукотки демонстрировали филигранно исполненные фигурки оленей, а якутяне – изящные изделия из золота и серебра. Здесь можно было получить первые навыки тончайшего золотого шитья, плетения из лозы, домоткачества, вязания на коклюшках, работы на гончарном круге…
Вероника Владимировна Осипова не отходила от косторезов – настолько заворожило  их искусство, часами училась выполнять кропотливую работу. Есть у нее желание освоить эту технику и научить своих родных резьбе по кости. Она приобрела для этого специальные инструменты.
Анастасия Васильевна Бугрей, несмотря на занятость, нашла время поучиться рисовать у камчатского художника. А еще она приняла участие в «круглом столе» по проблемам коренных народов Севера и поразила всех игрой на кални. Она в полной мере передала гамму чувств, которые переживает нивхская женщина, ждущая мужа с охоты. Жюри отметило ее дипломом «За лучшее исполнение на музыкальном инструменте».
Пробовали извлечь звуки из кални даже члены жюри, но в их руках дудка борщевика молчала. Непростое это занятие. Анастасия Васильевна когда-то у своей мамы, известной сказительницы, целый год училась, прежде чем зазвучал как надо этот природный инструмент, уловивший вибрации ее души. Она подарила москвичам на память эту сахалинскую диковинку.
Свой мастер-класс по декоративно-прикладному искусству провела Надежда Владимировна Джаббарова. Кстати, не только ее авторские работы, но и поделки ее воспитанников вызывали у посетителей ярмарки большой интерес и восхищение. Были раскуплены вмиг и меховые изделия поронайцев, которые представлял Владимир Владимирович Камимура, – эксклюзив отменного качества в национальном стиле.
В общем дебют сахалинцев на ВВЦ оказался  удачным. У них завязались добрые отношения с умельцами из многих регионов страны, к их творчеству проявили интерес иностранцы, бывшие сахалинцы, проживающие нынче в столице, и коренные москвичи.
Одна бабуля под впечатлением от сахалинской экспозиции и радушия ее организаторов приехала на выставку во второй раз, причем с большой сумкой кожаных лоскутов, описанием технологии изготовления красивых изделий из кожи. Этой мастерице уже многое стало непосильным из-за возраста. В сахалинцах она увидела сердечных и талантливых людей, кому в добрые руки можно отдать сокровенное.
Анастасия Васильевна Бугрей с благодарностью приняла подарок, лоскуты поделила на всех и пообещала бабуле, что в следующий свой приезд в Москву сахалинцы навестят ее и привезут на память свои работы из кожи.
Земляки вернулись домой окрыленными да еще и с грамотой и благодарственным письмом организаторов «Северных цивилизаций-2007», адресованным администрации области и совету уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера. А сами уже смотрят вперед и думают о том, что к участию в следующем таком мероприятии нужно готовиться уже сейчас. И если выпадет счастливый шанс, то непременно стоит представить на всероссийскую выставку-ярмарку изящные работы резчиков по дереву, коллекцию целебных травяных чаев, блюда национальной кухни сахалинских аборигенов. Есть у островитян в запасе то, чем можно мир удивить.
Л. СТЕПАНЕЦ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ