Суббота, 27 апреля, 2024

Фестиваль “Живые традиции” окончен

Фестиваль «Живые традиции» является масштабным приношением празднику – Международному дню коренных малочисленных народов. Проводится он раз в два года, чтобы у участников было время накопить и воплотить новые идеи, ведь предела совершенства нет.

Десять лет назад, когда областной центр народного творчества запустил фестиваль, была поставлена задача – сохранить традиции национальной культуры, которые будут воплощены в декоративно-прикладном творчестве. В век повальной глобализации и компьютеризации встречное течение к ремеслам, созиданию своими руками только набирает силу. Начинаясь на уровне домашних хобби, увлеченность бабушкиными рукоделиями и дедушкиными ремеслами в отдельных случаях достигает высот, за которые сахалинские мастера – участники всероссийских и международных фестивалей – получают заслуженные награды.

Культурное наследие любого народа не должно лежать под спудом, музеефицируясь с пафосным нафталином. Подвижники озабочены в равной мере тем, как сохранить былое и как вплести верность истокам в современный контекст. Глядя на шедевры портновского искусства с зооморфными нивхскими орнаментами, надеешься, что этномода шире шагнет с подиума на улицы, а в сувенирных магазинах для радости туристов, которых вроде как ожидают сотнями тысяч на Сахалине, будет больше оригинальных штучек на долгую память, кроме обычных магнитиков.

В рамках фестиваля встретились коренные народы субъектов Дальнего Востока и Сибири. Оставляя неизменными площадку проведения (у областного краеведческого музея) и сценарий (концерты, показы моды, ярмарка ремесел), пятый раз фестиваль «Живые традиции» разделил свои радости с гостями с Алтая, Камчатки, из Якутии и Хабаровского края. Эта тенденция неизменна с первых дней – не замыкаться в домашнем кругу, но вливать новое вино в старые мехи, живо интересуясь тем, что происходит у соседей.

Генераторами эмоций на фестивальной территории выступили нивхский ансамбль «Кех» Татьяны Шкалыгиной из Чир-Унвда (Тымовский район), эвенский ансамбль «Нулгур» с Камчатки и эвенкийская певица Синильга. Собранные в единый музыкальный «орнамент», они наглядно демонстрируют национальное своеобразие в рисунке танца и песни, отразившем общее – гармонию человека и природы и частное – ментальность каждого народа.

Сахалинцы насыщают танцы спортивными играми, «списанными» с практической жизни нивхов – охотников и рыболовов. Прекрасная Синильга (что значит «Снег») творчески облекает традиционные эвенкийские мелодии в яркую эстрадную форму, давая им новую жизнь. Под руководством Галины Федотовой темпераментный «Нулгур» («Кочевники»), восхитивший струящейся, вкрадчивой пластикой, уже бывал на Сахалине в 2011 году со спектаклем «Путешествия шамана в иных мирах». Впрочем, у них каждый танец (ительменский «Ирилдычи», корякские «Игры Севера», танец любви «Норгали»), по сути, вырастает в спектакль – синтез пластики, музыки, пения, мифов и звукоподражания. Они успешно кочуют по России и миру, представляя танцевальное искусство народов Севера в ударных ритмах – эвенов, ительменов, коряков, алеутов, чукчей.

Но это, как говорится, присказка. Сердцевиной фестиваля является презентация декоративно-прикладного искусства народов Сахалина, в котором традиционно преуспевают женщины. Ну так исторически сложилось, что мастеров-мужчин в этой сфере по пальцам пересчитать, а вот рукодельницы радуют глаз своим растущим множеством, обилием молодой и креативной смены, полетом фантазии. На юбилейном фестивале пышность показа мод обеспечило участие коллекций одежды не только сахалинских мастериц, но и камчатских и якутских, а в качестве моделей выступали артисты, не преминувшие обратить дефиле в очередной зажигательный танец. Синильга не только поет, но и сама создает костюмы для выступлений из роскошных мехов (соболь, песец, нерпа), щедро отделывая традиционными для эвенков бело-голубыми бисерными оторочками. Участники «Нулгура» представляли одежду камчатского дизайнера Людмилы Юлтыгиной и мастеров родовой общины «Вынкой».

Нивхская и уильтинская мода продвигается по двум направлениям – в традиционном ключе и модерн. В Охе, Ногликах, Некрасовке, Поронайске шьют-вышивают халаты, украшают подвесками для защиты от злых духов, как это делали их бабушки, создают сумочки, аксессуары, обувь. При этом остается в силе неписаный закон древности: узор художника не должен копировать орнамент других коллег. Неповторимость лучше всего соблюсти, импровизируя по старинным мотивам, что и подтвердила коллекция современной одежды с затейливыми завитками орнаментов, вставками из рыбьей кожи в комбинации с пайетками и джинсовой тканью. Юные манекенщицы с удовольствием вынесли на суд зрителей на своих плечах наряды Натальи Тихоновой, Галины Кухтиной, Натальи Кельман, Анны Дорофеевой, Елены Очан – удобно, красиво и ни у кого такого нет…

А уровень мастериц, сохраняющих в материальной форме нематериальное достояние коренных народов, таков, что вполне понятно пожелание представителя компании-партнера фестиваля «Эксон Нефтегаз Лтд» когда-нибудь видеть их в рядах Союза художников. К слову, и в сувенирной продукции, устилавшей прилавки выставки изделий ремесленников, можно было заметить отзвуки на запросы дня, вроде футбольного мяча в технике мехового пэчворка (эхо мундиаля, вероятно) или деревянных ложек с горкой икры. Резные фигурки зверей из дерева и кости, национальный костюм, панно из рыбьей кожи, обереги и сувениры… Все это можно было увидеть, приобрести на память, а то и поучиться азам ремесла у знатных мастеров, таких, как Юрий Куйсали из Хабаровского края или алтаец Аржан Кухаев.

Фестиваль вышел за пределы областного центра, его завораживающие мелодии звенели в Поронайске и Смирных. И каждый ремесленник или танцор прежде чем делиться секретами мастерства, непременно высказывал похвалу своей родине с искренней и понятной убежденностью, что они живут в самом красивом месте Земли.

Автор: Ирина Сидорова.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ