Пятница, 26 апреля, 2024

На Крыше мира. Фотовыставка

Эверест. 2003.

В областном художественном музее открылась фотовыставка «Гималаи. Тибет». Около ста снимков, созданных энтузиастами-альпинистами в ходе экспедиций по Гималаям и Тибетскому нагорью в течение 12 лет, открывают зрителю этот уголок мира – мало изученный и невероятно притягательный. Выставка предоставлена для экспонирования Центром духовной культуры из Самары, руководимым Юрием Родичевым, которому принадлежит авторство большинства снимков. Заметим, что эта экзотическая тематика гостит в музее лишь второй раз. В 2008 году музей знакомил с фотохроникой путешествия по Непалу от Валентины Мезенцевой и Вячеслава Козлова из туристского клуба «Бумеранг». Но в отличие от сахалинцев, чей объектив во многом фиксировал людей и повседневную жизнь далекой и загадочной страны, здесь главным объектом стали горы.

– При взгляде на эти фотографии у меня кружится голова, – призналась заместитель директора по научной работе музея Ирина Малькова. – Горы сняты с разных ракурсов, как будто авторы выстраивали с помощью этих снимков маршруты восхождения. В них чувствуется воздух, простор, мощь, огромная любовь к этим местам и стремление к новым вершинам.

Редкая птица долетит до Гималаев, где сосредоточена большая часть – 10 из 14 гор, чья высота над уровнем моря превышает 8 000 метров. Лишь 32 человека, живущих на Земле, покорили все восьмитысячники. Благодаря альпинистам и фотографам в одном лице таинственная жизнь великанов стала чуточку ближе. И не всегда горы открываются сразу, при том, что несколько кадров стоят месяца восхождения.

Вглядываясь в хоровод снежных вершин, рассыпанных по музейным стенам, сахалинцы могут получить лишь приблизительное представление о грандиозных ощущениях, которые получают экстремалы, живущие под девизом «Безумству храбрых». Они запечатлели природные контрасты: ледяное безмолвие горных цепей, вершины, укутанные в облачные «шарфики», котловины, наполненные небесной синевой.

Безмолвие высочайших вершин компенсируется фотосессией, сделанной на улицах Катманду, Лхасы, королевства Ло. Там в объектив попали не только знаковые шедевры вроде резиденции Далай Ламы – дворца Потала, но и скальные пещеры отшельников, горный монастырь Амитабха Будды, пестрая непальская свадьба и парочка пастухов. Жизнь на этих снимках цветет всеми красками и улыбками жителей Тибета и Непала – как и тысячи лет назад.

Тибет. Пастушки. 2014.

Сахалинец Владимир Грышук совершил путешествие в Гималаи вместе с двумя земляками в 2002 году. Для человека, профессией и смыслом жизни которого с 15 лет стало движение, эта экспедиция явилась не только самым тяжелым физически и эмоционально, но и самым прекрасным путешествием. И, несмотря на огромный опыт, кульминацией, «крышей» жизни:

– Мы страстно туда хотели попасть, путешествие длилось три месяца, из которых месяц ушел на дорогу – поездами, автостопом, пешком через горы, месяц на обратный путь. Но остается огромная память. Нам повезло, что не хватило денег на самолет. Потому что, если ты о чем-то мечтаешь, мечты не должны сбываться легко. Мое мнение – чем меньше удобств, тем больше впечатлений. Например, после блужданий у горы Чо-Ойю мы отправились к Эвересту. Денег на машину не было, ехали на телегах двое суток, ночевали в тибетской деревне. Там увидели производство священной еды тибетцев – цанба из ячменя. Чумазая, веселая девчонка просеивала ячмень через раскаленные камни… А обратно нас подвезли на джипе за два часа. Смотреть на Гималаи через стекла джипа – все равно что в телевизоре. Комфорт убивает впечатления. Ты должен «вырастить» Гималаи в своем сердце и, когда придешь туда, увидишь реальные горы, тогда наступает момент истины.

И. Сидорова.

  1. P.S.

Следующим гостем музея станет арт-проект Японского фонда, посвященный одному из направлений современного изобразительного искусства – micropope.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ