Суббота, 27 апреля, 2024

Первая скрипка «Оркестра будущего». Пятнадцатилетняя сахалинка стала участницей уникального проекта маэстро Юрия Башмета

Полина Однодворцева.

В прошлом году из объявления на телеканале «Культура» выпускница центральной детской музыкальной школы областного центра Полина Однодворцева узнала об отборе в новый состав всероссийского юношеского «Оркестра будущего» под управлением художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» Юрия Башмета и решилась на прослушивание. Оно проходило в разных городах России. На семейном совете выбрали Казань, где отбор вел сам маэстро с двумя членами комиссии.

– Эта интернет-находка определила судьбу Полины и главное дело ее жизни, – считает педагог Елена Вербицкая. – За полгода до прослушивания мы подготовили сложную программу: «Партиту № 3» Баха, «Каприс ре мажор» Венявского и «Концерт для скрипки с оркестром ми минор» Мендельсона. Полина очень серьезно готовилась, занималась все лето. А в сентябре с отцом отправилась в столицу Татарстана.

Телеканал «Культура» подробно отслеживал события грандиозного культурного проекта, в том числе прослушивание юных музыкантов, маршруты их гастрольного турне по Европе. Так что в цикле передач «Большой Оркестр» есть и эпизоды с участием Полины.

Вот она входит в зал в красивом черном концертном платье со скрипкой XIX века – творением мастера Йозефа Вахтера. Два года назад в Санкт-Петербурге этот великолепный инструмент с качественным и глубоким звуком по просьбе родителей выбрала для ученицы Елена Вербицкая. Под аккомпанемент рояля Полина исполнила фрагмент «Партиты» Баха, и один из членов комиссии не удержался от похвалы:

– Молодец! Мне понравился яркий красивый звук.

Юрий Башмет отметил хорошие вибрации и даже работу мизинчика, который воспроизводил их наравне с другими пальцами. (У многих исполнителей от природы мизинец – «слабое звено»). Маэстро посоветовал, какие нюансы технически нужно отшлифовать, и порадовал известием:

– Вы в составе оркестра. Увидимся в Москве.

Для справки: всероссийский юношеский симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета был создан в 2012 году из 79 юных музыкантов в возрасте от 9 до 21 года, представлявших 28 городов страны. Первые концерты коллектива в Сочи имели невероятный успех. Оркестр гастролировал по России и за рубежом, участвовал в церемонии закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Так что проект выполнил сверхзадачу – привлек внимание к вопросам детского музыкального образования.

Примечательно, что весь состав «Оркестра будущего» ежегодно проходит конкурсный отбор. Здесь не позволяют почивать на лаврах, ведь подрастают более яркие дарования. Продлить творческое сотрудничество с именитыми музыкантами можно лишь непрерывно совершенствуя исполнительское мастерство. А это огромный труд. Небольшой тому пример: за неделю до репетиционной сессии по электронной почте Полине прислали ноты. Следовало разобрать партии, чтобы в столице пройти небольшое прослушивание при распределении первых и вторых скрипок.

– Представьте себе нотный текст 5-й симфонии Чайковского, – предложила Вербицкая. – Это сложнейшее даже для профессиональных музыкантов произведение, которое исполняется 40 минут. Или вообразите объемную и витиеватую нотную запись нового современного произведения, которое еще не звучало в интернете. Все это Полина самостоятельно разучивала дома и с разобранным текстом приехала на прослушивание, где ей дали партию первой скрипки.

С командой из сотни юных музыкантов островитянка неделю провела в подмосковном оздоровительном комплексе «Сосны». В его большом зале шли репетиции с одним из перспективных дирижеров Италии Клаудио Ванделли. Более десяти лет он сотрудничает с Башметом и в основном занимается с новым составом юношеского оркестра, а за день до концерта программу оттачивает маэстро.

Затем началось самое интересное – гастрольное турне с выступлениями в лучших концертных залах мира: в Мариинском театре Санкт-Петербурга, в больших залах Московской консерватории и королевского Концертгебау в Амстердаме, в консерватории им. Джузеппе Верди в Милане и в «Музикферайне» Вены. В репертуаре «Оркестра будущего» была не только классика.

– Специально для нашего тура по Европе Александр Чайковский написал «Гранде-серенаду», а композиторы Ацухико Гондаи и Кузьма Бодров сочинили концерты для альта с оркестром, – рассказала Полина. – Впервые мы исполняли их в Сочи в присутствии авторов, приехавших на премьеру. Они остались довольны.

Сейчас педагоги говорят о Полине как о сложившемся музыканте. Но чтобы не сложилось впечатление, что путь к творческому Олимпу был для нее везением, следует рассказать, что ему предшествовало.

Свою первую крупную победу девочка одержала в десять лет на международном конкурсе молодых исполнителей «Музыкальный Владивосток-2012», где стала лауреатом третьей премии. На Дальнем Востоке это единственный профессиональный конкурс, который проводит академия музыки в два очень сложных тура. Она успешно выступала в областных ассамблеях искусств и фестивалях «Новые имена».

В прошлом году на ХV Дельфийских молодежных играх в Тюмени Полина прошла во второй тур испытаний, что для юных скрипачей было сверхсложной задачей, и получила диплом «За сценическую волю». На конкурсе «Музыкальный Владивосток-2016» стала лауреатом второй премии. На состязании молодых исполнителей в Испании заняла первое место, исполнив «Русский танец» из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского и фрагменты из балета «Сказ о каменном цветке» Прокофьева. В нынешнем году в областной олимпиаде по сольфеджио Однодворцева показала второй результат, но на финал испытаний в столицу Приморья не успела из-за московского конкурса.

Как отмечает педагог, в арсенале юной скрипачки большое количество произведений – ее стремление к учебе равносильно азарту. Как-то по собственной инициативе Полина отправила видеозаписи своей игры в образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи. И отборочная комиссия, прослушав их, пригласила сахалинку на десять (!) мастер-классов профессора Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова Михаила Гантварга.

Замечательно, что с детьми сейчас занимаются лучшие творческие силы страны. Взрастить молодых музыкантов, кроме Башмета, стремятся многие, в том числе блистательный пианист Дмитрий Мацуев, маэстро Владимир Спиваков, благотворительный фонд его имени… Недавно на Сахалине (по линии этого фонда) Однодворцева занималась в мастер-классах известного скрипача, преподавателя Московской государственной консерватории Сергея Кравцова. А в свой последний приезд в Москву ходила к нему на консультации и получила приглашение поступать в столичный колледж.

– Я в восторге и от яркой личности Мацуева, – делилась эмоциями Полина. – Он открытый, общительный, никому не отказывает в помощи. А как этот богатырь играет на фортепиано! Я даже не знала, что этот инструмент может так звучать. Дмитрий с нами солировал, как и знаменитый скрипач Вадим Репин. Невероятным счастьем были репетиции и выступления с ними на одной сцене.

Разумеется, встречи со звездами такой величины стали возможными благодаря выучке, полученной у педагогов южно-сахалинской центральной детской музыкальной школы.

– Мы с Полиной вместе с подготовительного класса, – вспоминала Вербицкая. – Ко мне пришла очень послушная, ответственная и правильная ученица. Занималась с ней, как и предписывает методическая литература. И в успешном освоении программ девочка без проблем дошла до 9 класса. У нее замечательная мама. Все эти годы Светлана Александровна сидела рядом с дочкой на каждом занятии. Только в нынешнем году ее не было в классе – у сына родился ребенок. Она знает не только технологические приемы игры на скрипке. С нами она обсуждала концептуальные моменты произведений, работала над трактовкой и интерпретацией образов.

Светлана Александровна радуется, что инструмент для Полины выбрали правильно. Занятия с самого начала пошли успешно. Заинтересованность была у ребенка, дома сама подолгу занималась.

– Помню, из музыкальной школы прибежит и, не снимая плаща, скорее ставит ноты, достает скрипку: «Вот как я могу», – рассказала мама. – У нас дома всегда народу много. Сначала все двери закрывали, когда Полина играла, потом стали скучать: когда ее нет – музыки не хватает. Соседи – молодцы: за столько лет ни одного нарекания, даже радуются, слушая классическую музыку.

Интересный факт: мама Полины окончила музыкальную школу по классу фортепиано и вместе с Еленой Вербицкой поступала в Сахалинское музыкальное училище, но не прошла. Быть может, поэтому Полина стала воплощением всех ее надежд. А та в четыре года интонационно чисто пела детские песенки и хотела играть на скрипке.

Полю записали в класс Вербицкой. Елена Владимировна – педагог высшей квалификации. Окончила Санкт-Петербургский университет культуры. Ее высшая категория подтверждена множеством документов, среди которых с недавних пор есть и благодарственное письмо Башмета. Она смеется, рассказывая, что вес ее портфолио с достижениями приближается уже к пяти килограммам!

В южно-сахалинской ЦДМШ Вербицкая преподает десятый год, до этого работала в с. Троицком и Томари. Признается, что учениц уровня Однодворцевой у нее прежде не было. Такие дарования все же большая редкость. Девочка в полной мере овладела классическими канонами игры на скрипке и культурой академического исполнения в русской манере, поскольку воспитана в лучших отечественных музыкальных традициях.

А вот как о своем учителе музыки отзывается Полина:

– Елена Владимировна – великолепный педагог, одна из самых сильных в Южно-Сахалинске. Добрая, отзывчивая, всегда чувствует настроение ученика. Очень деятельная – организовала в школе ансамбль скрипачей «Кантабиле», который успешно выступает на конкурсах.

Благодарна выпускница ЦДМШ и своим педагогам по сольфеджио и фортепиано Наталье Киносито и Ирине Корзининой. Полина прекрасно владеет и этим инструментом и всегда выступала на всех конкурсах отделения общего фортепиано.

Однажды из-за профессионального перенапряжения и зажима нервных окончаний у нее возникли проблемы с левой рукой. Целый год пришлось ходить по больницам на физиопроцедуры, прибегать к мануальной терапии остеопата из Республики Кореи – сильно болели пальцы. Полина могла посещать только занятия по музыкальной литературе и сольфеджио.

– Сначала было тревожно, – рассказывает она. – Но вскоре я поняла: в жизни все не случайно. Пауза была необходима. Я свежим взглядом стала смотреть на музыку и свой инструмент. Свободного времени прибавилось, появились новые увлечения, расширился кругозор. Руку пришлось разрабатывать заново. Начинала с 15-минутных занятий, было больно и страшно, но все восстановилось.

Однодворцева во всем любит системность и порядок. С вечера записывает в блокнотик, чем займется завтра, иногда пишет планы на неделю или месяц. Свободного времени практически не остается, ей хочется достойно выйти на точку мощного профессионального старта. Все подчинено этой цели – новые возможности, новые конкурсы и проекты. Недавно выпускница вернулась с международного конкурса молодых исполнителей им. Гнесиных. Его проводила московская средняя специальная музыкальная школа при одноименной академии.

Рассказала, что смогла оценить московский уровень исполнительства, побывала в различных музыкальных заведениях, на которые ориентируется. В столице Полине очень нравится сильная скрипичная школа.

– Трудно сказать, как все сложится, – говорит она. – Но точно знаю: буду поступать в колледж, играть в оркестре и, возможно, преподавать в училище после окончания консерватории. Если пойму, что душа зовет на Сахалин, – вернусь, я очень люблю родной остров.

Так что же сейчас в «портфолио» Полины? Свидетельство об окончании музыкальной школы с отличием. Пятерки по предметам в одиннадцатилетке № 13 имени П. Леонова. Что касается побед в различных конкурсах, то преференций при поступлении они не дают. Все зависит от того, как на экзамене будут исполнены программные произведения, сдано сольфеджио и каким будет аттестат о среднем образовании.

В конце учебного года объявлен сбор всероссийского юношеского оркестра в Санкт-Петербурге, и поэтому два выпускных экзамена Полина будет сдавать по графику, а два остальных в резервные дни. Это создает определенные сложности, но выпускница вряд ли оплошает.

В остальном она самая обычная девочка. Любит готовить сюрпризы, дарить подарки, сделанные своими руками, читать, заниматься английским. Обожает кошек. Даже на выставку ходила со своей красавицей, унаследовавшей от японского бобтейла короткий хвостик и большие глаза.

Интернет раскрыл Полине секреты ароматного мыловарения – занятие оказалось увлекательным. Она делает блокноты и дарит их друзьям, пробует себя в роли домашнего кондитера. Возвращаясь из поездок, обязательно готовит что-нибудь вкусненькое и собирает родных на чаепитие. Говорит, что тяжело будет переживать разлуку с близкими, но надо идти к цели, тем более что она ясна и прекрасна.

Л. Степанец.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ