Суббота, 27 апреля, 2024

Приносящие в дом радость. Выставка заварных чайников

Японский металлический сосуд для воды с изображением драконов. XIX век.

В областном художественном музее открылась выставка «Приносящие в дом радость: заварные чайники». Это совместный проект Государственного музея искусства народов Востока (Москва) и Сахалинского художественного музея. До 3 мая островитяне и гости Южно-Сахалинска могут познакомиться с дальневосточным декоративно-прикладным искусством в связи с чайными традициями и их историко-культурным разнообразием.

История формирования заварного чайника уходит в глубь веков. Этот сосуд ведет свое происхождение от высокого узкогорлого кувшина с изогнутым носиком, крышкой и ручкой, использовавшегося в мусульманских странах для омовения.

Китай в эпоху императрицы Тан (618 – 907 годы) через Великий шелковый путь активно контактировал с другими государствами. Это способствовало тому, что китайская культура испытала чужеземное влияние. В стране стали появляться керамические кувшины с ручками и птичьими головами в области горловины. Позднее такие сосуды появятся в Японии, но уже в качестве емкостей для воды, используемой в чайной церемонии.

В Китае сосуд с носиком и ручкой со временем был преобразован в привычную форму чайника, но эти чайники первоначально использовались для вина. Изготавливались из разных материалов, в том числе из металла с расписной эмалью.

Японский фарфоровый сосуд с изображением цветов и павлинов. XIX век.

Употребление чая в качестве напитка началось в Китае. В VIII веке был написан знаменитый трактат Лу Юя о чае, где подробно описан сложный процесс обработки листьев и приготовления напитка. Сначала чай варили с разными добавками, использовали в виде брикетов, порошка, и только с XIX века вошел в употребление листовой чай, который стали заваривать в чайнике. Считается, что первые чайники для заварки листового чая появились в керамическом центре Исин (провинция Цзянсу) около 1500 года. По сей день эти чайники высоко ценятся за особые свойства, благодаря которым чай в них обладает особым ароматом и вкусом.

В Китае и Японии сложились разные варианты чаепития. В Китае настаивали чай в небольших заварочных чайниках и разливали затем по чашечкам. В Японии в конце XVI века чаепитие обрело форму церемонии. Для кипячения воды использовали железные котелки, из которых брали воду бамбуковым ковшиком. Котелки позднее трансформировались в чайники с носиком и вертикальной ручкой. Чайную церемонию первыми стали культивировать в своей духовной практике китайские монахи, переехавшие в Японию в середине XVII века и основавшие новую дзэн-буддийскую школу.

Новая церемония обрела форму частных неформальных чаепитий, которые уже не ограничивались строгими ритуальными установками. Но были свои духовные и эстетические критерии, которые определяли основную направленность чаепития – способствовать созданию просветленного состояния. Главным в церемонии был вкус чая, который пробуждал и возвышал дух.

С распространением обычая в XVIII веке пить заваренный чай чайники вошли в обиход в городе и деревне. Они были разных размеров и форм, простые и декоративно украшенные. Маленькие сосуды подходили для камерных встреч и женских посиделок. Чайник, висящий над очагом в доме, стал своего рода символом уюта и благополучия.

Наиболее распространенным был чайник с ручкой напротив носика. Чайники с вертикальной ручкой, украшенные рельефными деталями, декоративными элементами, яркими красками, изготавливались на экспорт.

Культура корейского чаепития началась в VII веке, когда буддийские священники имели большое влияние в правящих кругах. Прототипами чайников с петлевидной ручкой стали кувшины для вина. Некоторые достигали размера в высоту до 28 см. Появились чайные чашки и блюдца.

Чайная культура в Корее широко распространилась в XIX веке благодаря буддийским монахам, выращивавшим чай и сохранившим в монастырях традиции чайного обряда. Хранителем зеленой традиции был буддийский монах Чо Ы (1786 – 1866). Его друг великий корейский каллиграф и ученый, любитель корейского чая Ким Чжон Хи (1786 – 1857) однажды сказал: «Времяпрепровождение за ароматным зеленым чаем подобно медитированию».

Сегодня традиции чаепития в Корее также устойчивы. Наряду с востребованностью повседневной чайной утвари создаются авторские чайные сервизы на 3 – 6 персон. Их отличает пластичность округлых форм, мягкость и приглушенность цветовой гаммы глазури.

На выставке представлены предметы для приготовления и употребления чая: заварные чайники, чайные и кофейные сервизы европейских форм, сосуды для вина и воды, созданные в Китае, Японии в XIX – начале XX веков.

В изделиях китайских мастерских Исина, японской чайной керамике Сацума и фарфоре Кутани, в современных образцах чайников из южнокорейского города Ганчжин, старейшего центра изготовления керамики с периода Корё (X – XIV веков), привлекательны вариативность и стилизация традиционных форм, разнообразие материала и техник декора.

Экспозиция дополнена чайной утварью из личных коллекций жителей Южно-Сахалинска, Москвы и гравюрными листами Мидзуно Тосиката (1866 – 1908) из альбома «Повседневная чайная церемония» (1896 – 1897) из собрания Государственного музея Востока.

Представлена также информация о крупных центрах по производству керамики Китая, Кореи и Японии.

Л. БЕРКОВИЧ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ