Пятница, 26 апреля, 2024

Урожайное поле. Выставка

И Чоль Су. “До темноты”. (Они трудились до темноты. Жена и муж зовут друг друга домой. Ужин будет вкусным, а сон губоким).

Открытие большой ретроспективы мастера ксило-графии И Чоль Су (Республика Корея) в областном художественном музее состоялось в присутствии автора. Для художника это не просто очередная веха в послужном списке гастролей: именно с Сахалина, где живет большая корейская диаспора, он начал открытие для себя России. С верой, что будет принят и понят соотечественниками.

И Чоль Су.

С молодых лет И Чоль Су увлекся ксилографией, брал уроки у мастера резьбы по дереву О Юна. Не получив профессионального образования, за 35 лет вырос в одну из первых величин в этой сфере печатной техники. Он, конечно, «сверяет часы» с многовековыми традициями искусства гравюры на дереве в Корее. Восточное умение наполнить глубиной смыслов миниатюрное изображение, единство образа и слова отсылают его к великим предкам (хотя кое-где проскальзывают и европейские влияния – например, Матисса в танце красных фигурок на гравюре «Падающие лепестки», а золотящаяся «Поленница на солнцепеке» вызывает в памяти «Подсолнухи» Ван Гога). Но в целом, вглядываясь в его листы с красной авторской печатью-домиком, понимаешь, что магия древнекорейского искусства перестала быть монопольной. И его насыщенная художественная жизнь стала способом эмоционального выражения бурь, которые бушевали на Корейском полуострове в ХХ веке. Творчество И Чоль Су в точности иллюстрирует приписываемое Черчиллю изречение: «Кто в молодости не был радикалом – у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором – у того нет ума».

– Дорога И Чоль Су – это путь преодоления, – говорит куратор проекта, главный научный сотрудник музея Ольга Хай. – На волне народного демократического движения в 80-х он создавал гравюры, которые призывали к борьбе с властью. Но в 1987 году покинул Сеул и уехал в деревню. Произошел перелом: И Чоль Су нашел свой путь в созерцании, черпая вдохновение в природе и простых людях, которым нужны мир и труд. Точкой отсчета нового периода можно считать картину «О, цветы в холодный день!», сюжет которой символизирует мирный корейский менталитет, стремление народа к созиданию.

Более 80 гравюр, предпочтительно черно-белых, раскрывают этот путь, пройденный от одной из ранних его выставок «День окончен. Бей в барабан!» к нынешней, открывшейся под девизом «В поисках гармонии». Что может быть более наднациональным, чем повесть о земле, на которой живешь? Последние тридцать лет жизнь художника связана с деревней Пхёндон провинции Северный Чхунчхон. Причем время между рисовым полем и мастерской он делит на равных. Сюжеты многих его утонченных ксилографий образуют нечто вроде календаря земледельца и природы – крошечные фигурки крестьян заняты посадкой риса, прополкой сорняков, предвкушают цветение сливы, абрикоса, а в высоком небе летят брошенные в чистое пространство белого листа птицы, горы и деревья – канонический привет из средневековья.

Гравюры И Чоль Су запечатлели красоту раздумья, заметил сахалинский писатель Сергей Ян: «Его работы являют собой зрительные образы жизни мысли, продолжая традицию древнего стихосложения сиджо. Для Кореи, потерявшей во многих войнах свое наследие, очень важно, что художник в своих картинах восстанавливает утраченную старину, корейскую деревню. Это корни Кореи, ее фундамент».

Истинный мудрец, И Чоль Су думает о многом – об эволюции человека от рождения до смерти, о памяти и свободе, о вечной музыке природы. Но говорит о многомерной жизни человека языком мудрым и легким, изобретательным на метафоры, с его уст не сходит улыбка. Например, простую мысль «если хочешь быть здоров – двигайся» отображают сыплющиеся в вихре ветра стулья, бороздки на поле удивительно напоминают папиллярные узоры. А временами его гравюры уходят просто в социальный плакат: так, наша страсть к потребительству зашифрована в картинке «Шоппинг», где человечки с корзиной заблудились в лесу из палочек штрих-кода.

Из управляемого им хаоса штрихов и пятен рождается мир света единым движением мысли и чувства. Как говорила великолепная русская приверженка ксилографии Анна Остроумова-Лебедева, «сама техника не допускает поправок, и потому в деревянной гравюре нет места сомнениям и колебаниям…».

И. СИДОРОВА.

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ