Нас пугают, а нам не страшно. Но серьезно взяться за импортозамещение все-таки придется

191
На сегодняшний день огурцами закрытого грунта островитяне обеспечены на 100 % от нормы, помидорами – на 80 %.

Впервые об импортозамещении у нас заговорили в 2014 году, с началом экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза. Весьма недовольный политикой России во время тогдашнего украинского кризиса западный мир санкционировал все подряд: поставку в Россию продукции военного и двойного назначения, экспорт оборудования для разработки нефтяных и газовых месторождений, продажу программного обеспечения и радиоэлектроники…

Тогда-то и была озвучена идея импортозамещения как альтернативы товарам зарубежного производства. Она опиралась на повышение качества отечественной продукции и расширение ассортимента, развитие современных технологий и внедрение разного рода инноваций. Главной целью импортозамещения было названо обеспечение национальной безопасности страны.

Тогда…

Принятые государством меры по стабилизации экономики дали свои плоды. Всего лишь через год после введения западных санкций импорт в России сократился в 1,5 раза. За счет модернизации производства удалось заметно сократить импортные поставки в ряде отраслей, например, сельскохозяйственного машиностроения. А вот создать качественные аналоги промышленного оборудования, систем хранения данных или бытовой радиоэлектроники зарубежного производства оказалось задачей не из легких. Полностью решить ее мы не можем до сих пор.

Не удивительно, что, начиная с 2017 года, объемы импортной продукции начали постепенно расти. Но поскольку приобретать товары отныне пришлось через третьи страны, удлинилась логистика и, соответственно, поднялись цены. Впрочем, для массового потребителя это дело привычное…

Начало специальной военной операции на территории Украины вызвало очередной всплеск санкций со стороны западного мира. По масштабам они гораздо значительней предыдущих и касаются, прежде всего, болевых точек экономики.

В частности, запрещен импорт нефти и газа из России. Введены ограничения на поставку и техническое обслуживание нефтяного оборудования. Заблокированы поставки в Россию радиоэлектроники и ИТ-технологий. Перекрыты каналы сотрудничества крупнейших российских предприятий, в том числе ВПК, с европейскими компаниями. Заморожены долларовые активы у крупнейших российских банков… И прочее, в том же роде.

…и сейчас

Сегодня политика импортозамещения снова в тренде. Правительство принимает неотложные меры по укреплению экономики страны и вводит контрсанкции. Это должно стимулировать отечественных товаропроизводителей и обеспечивать им возможность быстро перестроиться на новый лад.

Задача явно не из легких. В полной мере это относится и к Сахалину, бюджет которого значительно формируется за счет нефтегазовой отрасли. На этом фоне западные санкции ощущаются особенно болезненно. В сфере добычи нефти и газа процент импортного оборудования составляет 60 – 70 проц. Да и нефтегазовые компании с иностранным капиталом заявляют о прекращении своей деятельности на сахалинских проектах.

Если кто и сумел в полной мере извлечь уроки из санкций 2014 года, так это аграрный сектор. Здесь на треть сократили импорт молока и весьма быстро подняли производство мяса. Сегодня Россия почти полностью обеспечивает себя мясом птицы, на 90 проц. — свининой, на 65 проц. — говядиной. Что же касается молока, то его импорт нынче составляет всего 20 проц., остальные 80 проц. производит отечественное село.

На Сахалине вопросы продовольственной безопасности всегда считались не менее важными, чем добыча нефти и газа или развитие рыбодобывающей отрасли.

Несколько лет назад в регионе почти одновременно начали строить два мощных сельскохозяйственных предприятия: свиноводческий комплекс «Мерси-Агро Сахалин» и агропромышленный комплекс «Грин Агро Сахалин». В 2018 году началась также масштабная модернизация птицефабрики «Островная».

Дальновидность тогдашнего руководства Сахалинской области трудно переоценить. Сегодня региональный агропром активно обеспечивает сахалинцев молоком, свининой, говядиной, мясом птицы, пищевым яйцом. При этом доля местной мясомолочной продукции по отдельным позициям составляет от 70 до 100 процентов.
Достаточно заметны результаты импортозамещения в овощеводстве.

— Сахалинские аграрии весьма заинтересованы в производстве овощей закрытого грунта, ведь они пользуются постоянным спросом у островитян, — отмечает   начальник отдела растениеводства и механизации сельского хозяйства регионального минсельхозторга Екатерина Сливкина. — На сегодняшний день огурцами закрытого грунта сахалинцы обеспечены на 100 проц., на 90 проц. — помидорами. И предприятия на этом не останавливаются. Например,  совхоз «Тепличный» расширяет площади — планирует выращивать в защищенном грунте перцы и баклажаны. Это обещает стать отличной альтернативой импортируемым овощам.

Что же касается культур, выращиваемых в  открытом грунте, то здесь, безусловно, лидирует картофель: он закрывает потребности региона на 96 процентов. Всю зиму на прилавках островных магазинов присутствуют овощи борщевой группы местных сельхозтоваропроизводителей — морковь, капуста, свекла, а в летний период времени на столах сахалинцев появляются сезонные овощи – кабачок, патиссоны, зеленные и пряно-ароматические культуры- лук на перо, кинза, укроп, базилик.

Кстати, в этом году посевные площади под овощами и картофелем планируется увеличить на 10% к уровню 2021 года.

Словом, не так страшны санкции, как их пытаются нам подавать оппоненты. Что же касается нефти и газа, то если даже иностранные компании уйдут, полезные ископаемые останутся у нас. А уж как с ними поступить, мы и сами знаем.

Игорь КАЛИНИН.