Борьбу с ларьками и киосками будут вспоминать как страшный сон

104

Чего-чего, а последовательности в действиях нам порой очень не хватает. Оттого, говоря языком мастериц швейного дела, то шьем, то порем. Еще недавно в городах России рьяно боролись с киосками, нестационарными павильонами, газетными киосками и ларьками, даже с теми, у которых был вполне презентабельный вид. Местные власти в своих требованиях были ультимативны – порой давалось лишь три дня на то, чтобы частник собственноручно снес постройку и освободил муниципальную землю. Причем не всегда мелкому бизнесу взамен предоставлялся другой участок для ведения торговли.

Но минуло несколько лет, и в минпромторге РФ вдруг выяснили, что в России, оказывается, вдвое меньше торговых площадей, чем в Европе. Решили вернуть на улицы российских городов киоски, ларьки, павильоны, автолавки. Априори подсчитали плюсы такого возврата, и получилось: в стране можно создать дополнительно около 250 тыс. рабочих мест, привлечь несколько сотен миллиардов дополнительных инвестиций, пополнить казну налоговыми отчислениями, поддержать родной автопром заказом на выпуск не менее чем 50 тыс. (!) автолавок. 

Некоторые специалисты минпромторга пошли дальше в своих рассуждениях и предложили отменить запрет на продажу в киосках пива в алюминиевых банках и организовать круглосуточную работу таких торговых точек. Дескать, это будет хорошей поддержкой не только пищевой, но и алюминиевой промышленности, доходы которой существенно упали с 2013 года. Разумеется, киоски с молочной продукцией принесут доходы товаропроизводителям, а ларьки с рыбным ассортиментом – рыбакам… Хорошо будет и покупателям от торговли в шаговой доступности.

Акцент сейчас делается на мобильные торговые объекты – автомашины, автолавки, автомагазины, автоприцепы, автоцистерны, мототранспортные средства и даже… велосипеды. Главное, чтобы все они были с витриной и прилавком для выкладки товаров и расчета с покупателями. В общем, такие захватывающие дух горизонты вдруг обозначились, что появился законопроект о нестационарной и мобильной торговле. В конце прошлого года его поддержало правительство РФ. Ориентировочно уже в апреле 2019-го документ обретет силу закона.

В департаменте торговли и продовольствия Южно-Сахалинска сообщили, что по состоянию на 18 февраля 2019 года в областном центре норматив минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания, продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции выполнен на 100 проц. Лишь норматив по торговым павильонам и киоскам по продаже печатной продукции составляет 79 проц. Стоит задача к концу 2020 года довести и этот показатель до 100 проц.

Всего на территории городского округа 479 нестационарных объектов потребительского рынка, это с учетом размещения их на земельных участках, обремененных правами третьих лиц (частные земельные участки, территории многоквартирных домов). В них продают продукты питания, цветы и пр.

Если совершить экскурс в прошлое, то выяснится, что по состоянию на 25 мая 2016 года в схему размещения нестационарных объектов потребительского рынка входило 90 торговых точек, подлежащих сносу. Большинство из них много лет находились в центре города, имели морально и физически устарелый внешний вид, не реконструировались. Некоторые киоски вообще уже не работали. Все они подлежали перемещению, поскольку портили эстетический облик города и представляли угрозу для пожарной безопасности.

Случалось, временные постройки мешали возведению новых объектов, проведению аварийно-восстановительных и ремонтных работ на инженерных коммуникациях.

Как поясняют в департаменте торговли и продовольствия, возникла необходимость уменьшить число таких «времянок», упорядочить их размещение в соответствии с действующим законодательством и архитектурными требованиями. Что и было сделано. 

Но 49 нестационарных объектов решили сохранить при условии, что владельцы приведут их внешний облик к современным архитектурным требованиям. Закрытие этих точек негативно сказалось бы на соблюдении норматива минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продовольственных товаров, сельскохозяйственной и печатной продукции. По данным на февраль текущего года, в схеме размещения нестационарных объектов значится еще пять, подлежащих сносу. В контексте нового законопроекта возникает вопрос: какие возможности есть у муниципалитета для размещения новых торговых точек? Ведь на месте снесенных построек где-то уложили тротуарную плитку, где-то обустроили газоны…

В профильном департаменте сообщили: нестационарные объекты потребительского рынка будут размещаться на территории городского округа без оформления земельно-правовых отношений в соответствии с положениями и схемами размещения таких точек путем заключения договоров. При этом оговорены случаи, когда в схемы размещения не будут включаться новые (проектные) места.

Так, не разрешат размещать объекты там, где намечается установка опор уличного освещения и (или) прочих муниципальных объектов, в том числе остановок общественного транспорта, а также бордюров, проездов и пр. 

Исключено предоставление новых мест и в 100-метровых границах по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, входящих в гостевой маршрут областного центра. Последний утвержден нормативно правовым актом администрации Южно-Сахалинска. Он проходит по пр. Мира, дороге на аэропорт, ул. Больничной, Пуркаева, Горького, Коммунистическому пр., ул. Ленина, пр. Победы, ул. Комсомольской, ведет к «Горному воздуху», базе отдыха «Уюн», ул. Детской, пер. Алтайскому и ул. Сахалинской.

Размещать новые нестационарные объекты департамент торговли и продовольствия намерен преимущественно в строящихся микрорайонах, с учетом потребностей населения. Требования к предпринимателям будут предъявляться единые, вне зависимости от формы и типа торговли, оказания бытовых услуг или организации общественного питания. И все же приоритетным направлением скорее всего станет развитие выездной (мобильной) торговли для местных товаропроизводителей, рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий региона с целью развития и поддержки малых форм предпринимательства.

Людмила СТЕПАНЕЦ.