Воскресенье, 19 мая, 2024

Федеральный статус

Так считает наш собеседник – депутат областной Думы
С. СЕДОВ,  заместитель председателя комитета по госстроительству, регламенту и местному самоуправлению, руководитель фракции «Справедливая Россия», автор законодательных инициатив «О государственной поддержке многодетных семей на территории Сахалинской области», «Концепция негосударственного пенсионного обеспечения Сахалинской области».
– Сергей Борисович, как появилась идея о том, что педагоги и врачи могут и должны быть госслужащими? 
– При рассмотрении на одном из заседаний Думы закона о пенсионном обеспечении госслужащих и родилась идея о целесообразности включения в перечень госслужащих наших педагогов и врачей. 
На мой взгляд, возникает парадоксальная ситуация, когда в министерствах,  ведомствах, департаментах образования и здравоохранения работают чиновники-госслужащие, а сами врачи и педагоги, которые непосредственно осуществляют важнейшие конституционные функции государства в сфере образования и здравоохранения,   статуса не имеют.
А ведь статус человека, привлеченного к исполнению государственных функций,  существенно влияет на качество их исполнения, показывает роль и ответственность самого государства.
Сегодня ни для кого не секрет, что нам катастрофически не хватает квалифицированных кадров в сфере образования и здравоохранения, что  особенно ощутимо на селе и в удаленных районах. И кадровую проблему депутаты облдумы регулярно обсуждают на пленарных заседаниях, в комитетах.
Когда делегация областной Думы была в рабочей командировке в Японии, меня поразил  тот факт, что в капиталистической стране врачи и педагоги, помимо высокой социальной защищенности еще и наиболее высокооплачиваемые и глубоко уважаемые государством служащие.
В. Путин на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года четко озвучил национальные приоритеты страны в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем. Именно эти сферы, подчеркнул он, определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. В конечном счете решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала.
– Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – необходимое и логичное развитие нашего экономического курса, который мы проводили и будем проводить дальше. Это курс на инвестиции в человека, а значит, и в будущее России, – заметил В. Путин.
Давайте реально взглянем на то, как сегодня можно решать эти  задачи. Просто поднять зарплаты отдельным категориям врачей и педагогов? Но рост цен и тарифов  моментально съест эти прибавки к жалованию и кардинально не решит проблемы. Нам нужна комплексная система мер по повышению значимости и привлекательности  этих важнейших профессий – врача и учителя.
Государство сегодня должно четко ответить на один простой вопрос: образование и здравоохранение – это государственное дело или нет?
Если государственное – то и статус людей, выполняющих эту работу, должен быть соответствующим. Областная Дума через законодательную инициативу, направленную в Госдуму, и попыталась решить эту проблему. А для этого пришлось проработать  огромное количество нормативных документов, чтобы добраться до сути вопроса.
Начинается все с федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58 «О системе государственной службы в Российской Федерации»,  который устанавливает правовые и организационные основы системы государственной службы в Российской Федерации,    дает определение федеральной государственной службы.
В отличие от государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации федеральная государственная служба имеет своей целью обеспечение полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.  
Закон выделяет следующие виды федеральной государственной службы: федеральную государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу.
Но самое главное – п. 3 ст. 2 закона допускает возможность установления и других видов федеральной государственной службы. Для этого необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в комментируемый федеральный закон.
Особенности правового положения и деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в перечисленных видах федеральной государственной службы, должны регулироваться самостоятельным федеральным законом.
Таким образом, стало очевидным, что можно внести поправки в федеральный закон, введя определения таких служб. Поэтому мною предложены следующие варианты дополнительных служб.
Статья 71.  Государственная служба  в сфере образования.
Государственная служба в сфере образования – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в сфере образования в государственных органах, службах, учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению начального, высшего и специального образования граждан РФ. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Статья 72 . Государственная служба в сфере здравоохранения.
Государственная служба в сфере здравоохранения – вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в сфере здравоохранения в государственных органах, службах, учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению здравоохранения граждан РФ. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
Если поправка к закону будет принята, то в дальнейшем потребуется разработка самостоятельных законов о государственной службе в сфере образования и государственной службе в сфере здравоохранения, введение в реестр государственных должностей специальных званий и классных чинов для педагогов и врачей.
Сахалинская областная Дума уже дважды направляла этот законопроект в Госдуму, но его до сих пор не выносят на рассмотрение. Во время осенней сессии предложу коллегам вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса.
И. Мельник.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ