Ходят слухи по домам… О ценах на куриное яйцо и об анонимном маркетинге

«Не надо переживать: куриного яйца на всех хватит!».

До православной Пасхи еще две недели, а особо нетерпеливые сахалинцы уже спешат запастись впрок куриным яйцом. Покупательскую активность островитян подстегивают сообщения, то и дело появляющиеся в социальных сетях. На популярных форумах мелькают посты о возможном повышении цен на продукцию птицепрома.

Слышали звон…

Ситуация знакомая. В прошлом году перед Пасхой в социальных сетях тоже поговаривали, что продукция подорожает. Яйцо и в самом деле подорожало, хотя и не везде. Тогда повышение цен пытались связать с начинавшейся в мире пандемией, хотя COVID-19 никакого отношения к яйценоскости кур не имел. Тем не менее разговоры такие были.

В начале этого года цены на яйцо и мясо кур в некоторых регионах снова подросли. По информации минсельхоза РФ, на рост цен повлияли вспышки птичьего гриппа в странах ЕС, которые поставляют инкубационное яйцо для российских птицефабрик.

Был принят ряд мер по стабилизации цен на яйцо и мясо птицы. А импорт инкубационной продукции оперативно перераспределили на другие страны.

К слову сказать, сахалинская птицефабрика «Островная» к импорту зарубежной инкубационной продукции никакого отношения не имеет. Бройлеров здесь выращивают из яиц отечественного производства. А поголовье формируют из кур-несушек, выращиваемых из российских цыплят. Тем не менее нынешнюю ситуацию в собственном птицеводстве на сахалинских форумах пытаются проецировать и на местную птицефабрику.

Такое разное «Солнышко»

Слухи об очередном повышении цен на куриное яйцо пытаются увязать с недавно произошедшим в центре и на юге Сахалина отключением электроэнергии из-за аварии на узловой подстанции. Среди обесточенных предприятий оказалась и птицефабрика «Островная» — основной поставщик яйца и мяса кур на островной рынок. Известно, что произошло на предприятии: из-за отказа системы управления микроклиматом в одном из производственных помещений от гипертермии погибли 4 тыс. кур-несушек.

При общей численности птицы на предприятии — 850 тыс. голов – потери минимальные — всего 0,5 процента. На производительности предприятия авария практически не отразилась. Птицефабрика ежедневно выпускает 340 тыс. яиц, в конце апреля этот показатель должен составить 370 тыс.

И тем не менее. На севере Сахалина в некоторых торговых точках цены на яйцо действительно подросли. И это при том, что отключение электричества Охи даже не коснулось.

Любопытно, что рост цен зафиксирован на яйцо как сахалинского производства, так и привозное. По сообщениям местной прессы, цена привезенного из Иркутска продукта в некоторых торговых точках достигает 140 рублей за десяток. А по 120 рублей в Охе реализуют яйцо сорта «Солнышко» — продукцию сахалинской птицефабрики «Островная».

На птицефабрике подобную цену считают следствием искусственно созданного спроса на яйцо, а также завышенной торговой наценки на продукцию. Ведь оптовая цена на то же «Солнышко» составляет 78 рублей за десяток, а в торговой сети самого предприятия яйцо этого сорта продают по 82 рубля. Это каким же транспортом нужно везти яйцо из Южно-Сахалинска в Оху, чтобы оно так удачно подорожало — аккурат накануне Пасхи?

Вне конкуренции

Да, а как с ценами на яйцо местного производства в Южно-Сахалинске? Прогулявшись по магазинам, приходишь к выводу, что не так страшна маржа, как она выглядит на севере острова. В сети супермаркетов «Столичный», например, яйцо сорта «Солнышко» продавали по 91 рублю за десяток.

В супермаркете «Первый семейный» его можно было купить за 99 рублей. А вот в магазине «Экономыч» желанное «Солнышко» встретить не удалось. Зато покупателям здесь предлагали «Эко-Витаминное» по 85 рублей, также производства птицефабрики «Островная». А из привозной продукции в наличии было лишь яйцо, привезенное из Иркутска — в упаковках по 15 штук за 195 рублей. Таким образом, десяток яиц обходится в 130 целковых.

Щедрей, чем у остальных, продукция местного птицепрома была представлена в гипермаркете «Реми». В зависимости от сорта и категории, десяток яиц можно было купить за 97, 86 и 85 рублей. Продавали здесь, кстати, и продукцию, привезенную из Красноярска: картонная фасовка по 15 яиц стоила 199 руб. 99 коп. В пересчете на десяток это составляет 133 руб. 32 коп. Право, и не укупишь.

Вне конкуренции сеть магазинов птицефабрики «Островная». В отличие от коммерческих структур птицефабрика выставляет минимальную торговую наценку на свою продукцию. Десяток лучших яиц сорта «Отборное» в фирменных магазинах стоит 96 рублей. Есть продукция по 86, 82 и даже 69 рублей за десяток.

На самой птицефабрике тотального дефицита на яйцо не прогнозируют. Здесь регулярно обновляют промышленное поголовье. Вот и в начале апреля на Сахалин доставили очередную партию цыплят яичного направления — 90 тыс. Пройдет время, и молодые куры-несушки пополнят основное производственное поголовье.
Так что без яичной продукции область не останется.

Рублем по ажиотажу

Впору предположить, что анонимные сивиллы запускают слухи с вполне определенной целью — лишний раз подстегнуть покупательский интерес к той или иной продукции. Чтобы потом на волне ажиотажа иным недобросовестным коммерсантам поднять цены и получить дополнительную прибыль.

Проблема подобного маркетинга вызвала к жизни одну любопытную депутатскую инициативу. Недавно в Госдуме решили ввести уголовную ответственность за провоцирование роста цен на продукты питания. Речь идет о базовой группе продуктов, таких, как мясо, рыба, яйца, сахар, растительное масло и т. д. В качестве наказания за искусственное создание панического спроса на продукты питания законопроект предусматривает лишение свободы до трех лет или штраф в размере от 200 до 800 тысяч рублей.

Инициаторы законопроекта считают преступлением зарабатывать на умышленном распространении заведомо ложных сведений. Депутатскую инициативу уже поддержала Федеральная антимонопольная служба. По мнению специалистов, правовая норма даст возможность для регулирования стихийного роста цен на потребительском рынке.

Сергей ЧЕВГУН.