Суббота, 18 мая, 2024

Кто защитит жильца?

Началось! В свое время умные головы предупреждали: отдадут управление жильем в частные руки, и начнется обдираловка граждан. Ведь конечная цель коммерческих предприятий – прибыль, нажива. И вот потихоньку началось! Уже берут деньги за то, что совсем недавно ЖЭУ делали бесплатно или брали сущие копейки. Одно дело – установка унитаза и ремонт проводки. Но южносахалинцы жалуются, что подорожали справки, выдаваемые управляющими компаниями. Что в ООО «ЖЭУ» берут по полтысячи рублей за отключение воды, например, при замене унитаза. Что надо платить за проверку, не подключился ли кто из соседей к твоему счетчику. И даже акт по ущербу, нанесенному соседями, может сегодня выдаваться управляющей организацией за энную сумму. Читатели называли ее – 750 рублей! Управляющие компании – правда, не все – калькулируют сегодня каждый шаг и каждый чих своих сотрудников. Мне руководитель УК, в которой оформление акта оценено в 750 рублей, объясняла взимание денег тремя причинами: во-первых, те услуги, за которые берут деньги, не заложены в тариф, то есть не входят в плату за содержание и текущий ремонт жилья; во-вторых, организации надо зарабатывать деньги на приобретение офисной техники, на поощрение сотрудников; а в-третьих, деньги, уплаченные жильцом за акт по «левым» подключениям и другим ущербам, в конце концов вернутся к нему по решению суда. Ведь берут эти акты люди, чтобы подавать иски в суд. Вот суд и обяжет виновных соседей выплатить ущерб и приплюсует к нему стоимость документов. А если человек суд не выиграет? А если с соседа нечего взять? И сколько месяцев будет тянуться судебное разбирательство? Не будет же семья жить все это время в разоренной квартире? Нормальные люди делают ремонты, не дожидаясь решений судов. А на ремонт нужны деньги, на счету каждая сотня рублей, а в УК чуть ли не тысячу требуют за какую-то бумажку… На мой взгляд, такая «платная услуга» выходит за пределы разумного. Горожане, столкнувшиеся с невиданными ранее платежами, пробовали звонить в различные инстанции, чтобы выяснить, правомерно ли с них требуют деньги, но ответа им не давали ни в государственной жилищной инспекции, ни в департаменте городского хозяйства. Не в их компетенции эти вопросы. «Конфетка» с секретом Как выяснилось, теперь эти вопросы только в компетенции управляющих организаций, среди которых большинство бывших ЖЭУ. Организовавшись в ООО, они стали работать как коммерческие единицы, и мозги их руководителей активно закрутились, решая главный вопрос: «Где взять деньги?». Специалисты, с которыми я беседовала на эту тему, говорили, что в современных документах, касающихся жилищно-коммунальной сферы, нет прямых указаний по поводу платных услуг, но их необходимость диктуется логикой. Ведь в тариф включается достаточно скромный набор услуг, обеспечивающий лишь поддержание в домах элементарного порядка. Следовательно, все, что выходит за пределы тарифа, должно оплачиваться. В здравоохранении ведь тоже существуют платные услуги – те, что не входят в программу обязательного медицинского страхования. Правда, перечень медицинских услуг и их стоимость утверждаются местной властью, а вот коммунальные услуги калькулируются, как мне объяснила начальница управляющей компании (где насчитали за составление акта 750 рублей), внутри этой самой УК, совсем недавно бывшей ЖЭУ. И куда жильцам обращаться, чтобы проверить обоснованность «местной» калькуляции? Неужели только в суд? Но какой здравомыслящий человек из-за 500 – 750 рублей станет ввязываться в хлопоты, которые отнимут гораздо больше средств и, что еще важнее, здоровье… В департаменте городского хозяйства мне пояснили только насчет дополнительных услуг. Оказывается, существуют и такие. Это услуги, предлагаемые управляющими компаниями в ходе конкурса «довеском» к тарифу. Та самая «конфетка», которая, будучи брошенной на весы, перетянет гирю. То есть благодаря предложенным весьма незначительным дополнительным услугам УК может выиграть конкурс на управление домами. Пример: ООО «Сахалинский центр энергосбережения» весной прошлого года победил в конкурсе, предложив в качестве дополнительных услуг замену участков трубопровода – по 2 метра на дом! – и теплоизоляции. Это затраты компании сверх тарифа, если можно так сказать, дар жильцам. Так что дома, которые достались Сахалинскому центру энергосбережения, ушли «с молотка» за 11754 рубля каждый. Столько стоила «конфетка». Правда, и домов эта УК отхватила немало. Ждите ответа У южносахалинцев вызывают вопросы не только платные услуги, но и сам тариф на содержание и текущий ремонт их жилья. До сих пор неясно, разнятся ли тарифы в домах с разным способом управления? Когда они изменятся и насколько? Какие услуги входят в тариф? Вот в домах, находящихся в управлении ООО «ЖЭУ-7», недавно появились объявления, что с 1 февраля тариф на содержание и текущий ремонт вырастет на 13,6 проц. Люди бросились обзванивать различные инстанции и повсюду услышали: «Вы, наверное, что-то не так поняли». Теперь жильцы обратились в прокуратуру. Что-то она скажет? Ведь действительно: новые тарифы для тех домов, которые были «разыграны» по конкурсу, администрация города еще не утверждала. А собственники, выбравшие УК самостоятельно, должны принимать новые тарифы общим собранием – мэрия тут в стороне. Это если собственники не смогут договориться насчет тарифа и обратятся в администрацию города с просьбой утвердить тариф для их дома, только тогда она будет вправе вмешаться во «внутренние дела» УК и собственников. Право собственников устанавливать плату за содержание и текущий ремонт жилья реализуется сегодня практически только в ТСЖ. В домах, проголосовавших за определенные УК, народ пока не созрел до принятия самостоятельных решений и когда созреет – неясно. А пока этого не произойдет, за него будут решать другие. Поэтому в Южно-Сахалинске в новом году все УК – и конкурсные, и по выбору – работают еще на муниципальном тарифе 2008 года. Работа над новыми, как уже говорилось, идет. В области установлен для муниципального жилья предельный процент роста платы за содержание и технический ремонт в этом году – он составляет 13,6. Как говорят руководители УК, это очень мало, им хотелось бы не менее 30 проц. Но более высокий рост повлечет за собой и увеличение числа субсидентов. А это новые проблемы для власти. Здесь нужно сделать небольшое отступление и рассказать об организации, появившейся в Южно-Сахалинске год назад, – это ОАО «Информжилсервис». В ней 12 сотрудников, и все они – бывшие руководители МУП «ЖПЭТ» и его отделов. Под крышей ОАО собрались «зубры» жилищно-коммунальной отрасли. Чутье специалистов подсказало им, что их услуги в ситуации, когда УК стали настолько самостоятельны, что порой не знают, куда плыть и какие для этого нужны «плавсредства», могут быть востребованы. ОАО «Информжилсервис» работает по договорам с одиннадцатью УК – бывшими ЖЭУ. В нынешних ООО «ЖЭУ» не хватает специалистов, а в некоторых случаях держать полный их набор нет необходимости. Вот новая структура и оказывает этим компаниям юридические, экономические и бухгалтерские услуги. Ведет за них претензионную работу, представительствует в судах, заключает договоры с предприятиями и фирмами. ОАО «Информжилсервис» сохранило традицию жилтрестовских еженедельных планерок с руководителями управляющих организаций. Только сегодня эти встречи-учебы перенесены со среды на понедельник. В общем, у УК сегодня есть поводырь. Учитывая трудность работы выбранных УК с собственниками в установлении платы за содержание и ремонт жилья, в том числе и капитальный, ОАО выразило готовность помочь своим бывшим коллегам. Управляющие компании «по выбору» составили сметы необходимых ремонтных работ. Состояние наших домов на сегодня такое, что если включить в тариф ремонтные работы по максимуму, то он станет неподъемным для населения. Решено распределить объемы работ на два года. «Информжилсервис» предлагает сделать «ремонтный» тариф индивидуальным, по каждому многоквартирному дому. В него будут включены только основные, неотложные именно для этого дома виды ремонтных работ. И закончится работа над новым тарифом не раньше апреля. (Кстати, ООО «ЖЭУ-7» работает с «Информжилсервисом» по полной программе, и для руководства последнего было неожиданностью узнать, что в УК торопят события. Конечно, если собственники изъявят желание ускорить приведение дома в божеский вид, то тариф может быть и увеличен, но мы еще не доросли до такого, чтобы сказать: «Возьмите с меня больше». Одна лампочка в квартал Перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме есть в каждой УК, но наши люди редко заглядывают в свои коммунальные конторы, а если и бывают там, то не находят времени, чтобы познакомиться с ними. Хотя все хотят знать, за что с них берут каждый месяц по нескольку сотен, а то и до тысячи рублей. К сожалению, я не смогу привести здесь полный перечень, включающий 34 услуги. Но те, по поводу которых чаще всего звучат вопросы, назову. Например, очистка территорий у крылец, пешеходных дорожек и кровли от наледи и льда, посыпка территории песком должны производиться по мере необходимости. В течение суток должны выполняться заявки по протечке кровли, замене разбитого стекла зимой, по неисправности лифта. Дважды в год в домах должна производиться дератизация и один раз – дезинфекция. Один раз в квартал должны меняться электрические лампочки в подъезде. Шесть раз в неделю работники УК должны мести территорию, убирать мусор с газонов, очищать урны, убирать мусор на контейнерных площадках… Список услуг и работ собственники могут увеличить по своему усмотрению, но за свой же счет. Следует сказать, что взаимоотношения жильцов и УК стали сложнее, чем были когда-то с ЖЭУ. По закону у собственников вроде бы много прав – куда больше, чем было раньше, а на деле эти права не реализуются. Государство очень поторопилось сбросить с себя обязанность по содержанию и ремонту жилого фонда на их плечи. Но груз оказался слишком тяжелым. Н. КОТЛЯРЕВСКАЯ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ