Воскресенье, 19 мая, 2024

Л-19 на базу не вернулась

«Советский Сахалин» сообщал, что 8 июля в районе скалы Камень Опасности, на месте гибели американской подводной лодки «Wahoo», состоялась церемония отдания воинских почестей советским и американским подводникам, не вернувшимся из боевых заданий в годы второй мировой войны. В репортаже об этом событии осторожно выдвигалась версия, что на дне пролива Лаперуза вместе с субмариной США покоится и советская подлодка Л-19, не вернувшаяся из боевого похода в августе сорок пятого года. Что известно об обстоятельствах ее гибели?
Б. ЛЕВЧЕНКО.
Южно-Сахалинск.
На вопрос нашего читателя, пожалуй, наиболее полно ответит историческая справка «О боевых действиях и гибели подводной лодки Тихоокеанского флота
Л-19 в августе 1945 года. В распоряжение редакции ее передал начальник управления по делам архивов Сахалинской области А. Костанов.
справка
Подводная лодка Л-19 – подводный минный заградитель, типа «Ленинец», 13-й серии. Заложена 26 декабря 1935 г. на заводе № 189 в Ленинграде, затем перевезена секциями во Владивосток и достроена на заводе № 202 (Дальзавод). Спущена на воду 25 мая 1938 г. Вступила в строй 4 ноября 1939 г.
Тактико-технические данные: водоизмещение 1120 т; длина 85,3 м, ширина 7 м, осадка в надводном положении 4,05 м. Силовая установка – два дизеля по 2200 л. с. Скорость надводная 15 узлов, подводная 9 узлов. Глубина погружения: рабочая 80 м, максимальная 100 м. Вооружение: 18 мин,  6 насосных и 2 кормовых торпедных аппарата; 2 орудия – 100 мм и 45 мм. Время непрерывного пребывания под водой 72 часа. Экипаж 56 человек.
Гибель подводной лодки ТОФ Л-19 является самой крупной безвозвратной потерей советских ВМС в войне с Японией в августе 1945 года. Вместе с подводной лодкой погибли 64 моряка-тихоокеанца. Сведения о действиях экипажа Л-19 крайне ограничены. В ряде источников, а также отечественных и зарубежных публикациях сообщаются противоречивые данные и даются не менее противоречивые оценки обстоятельств гибели корабля.
Известно, что подводный минный заградитель Л-19 (командир капитан 3-го ранга А. Кононенко) совместно с Л-12 (командир капитан-лейтенант П.  Щелганцев) несли боевое дежурство в районе порта Румои, у северо-западного побережья Хоккайдо. Выбор района действия лодок был не случаен. И. Сталин в своем письме президенту США
Г. Трумэну от 16 августа 1945 г. высказал «скромное пожелание (так в тексте письма. – А. К.)» «включить в район сдачи японских вооруженных сил советским войскам северную половину острова Хоккайдо… демаркационную линию провести по линии, идущей от города Кусиро на восточном берегу острова до города Румои на западном…». В соответствии с этим «пожеланием» верховного главнокомандующего командование 1-го Дальневосточного фронта стало планировать высадку десанта на Хоккайдо сразу после занятия Южного Сахалина, т. е. ориентировочно 22 – 23 августа. 19 августа коман-
дующий ТОФ адмирал
И. Юмашев издал приказ
№ ОП/00455 командиру
1-й бригады подводных лодок контр-адмиралу А. Чабаненко, в котором, в частности, говорилось:
«3. Флоту поставлена задача: высадить оккупационные войска в порту Румои. Для разведки и прикрытия перевозок оккупационных войск приказываю: выслать две ПЛ типа «Л» с задачей:
а) разведка подходов к порту Румои до 21.00 23 августа 1945 года;
б) с 21.00 23 августа уничтожение боевых кораблей противника и донесение о появлении таковых на позициях «А» и «Б». Подлодки выслать в 20.00 19.08.1945 года.
4. На переходе морем все корабли противника уничтожать. Оперативное управление подлодками остается за вами».
22 августа в 4.55 в районе порта Румои Л-19 торпедировала вспомогательную канонерскую лодку «Синко Мару № 2». Несмотря на повреждения, экипаж довел пароход до берега и выбросил его на мель. Однако на борту «Синко Мару № 2» во время атаки погибли 553 человека – гражданских беженцев с Южного Сахалина. В 5.16 А. Кононенко обнаружил новую цель – каботажный пароход «Тайто Мару», преследовал его в надводном положении, обстреливая огнем своего палубного 100-мм орудия, и потопил торпедой в 11.42 в 6 милях от Румои. Все находившиеся на борту парохода 780 человек погибли. Подводная лодка Л-12 районе Румои потопила кабельное судно ВМФ Японии «Огасавара Мару». Всего в этот день в результате действий подводников, по японским данным, погибло 1708 человек, в основном беженцев с Южного Сахалина.
На следующий день, 23 августа, японское правительство обратилось к маршалу А. Василевскому с просьбой о прекращении атак подводных лодок на боевые корабли и транспорты в связи с начавшейся капитуляцией японских войск. Комбриг
1-й бригады подводных лодок ТОФ А. Чабаненко передал на лодки шифрограмму с приказом прекратить уничтожение японских судов, ограничиваясь только ведением разведки. Однако главной причиной прекращения боевых действий наших подлодок возле берегов о. Хоккайдо было изменение стратегических планов советского командования. После того как американцы отказались включить северную часть Хоккайдо в зону оккупации советских войск, А. Василевский 22 августа в 14.55 передал адмиралам Н. Кузнецову и И. Юмашеву приказ И. Сталина «воздержаться от операции по десантированию наших войск с Сахалина на остров Хоккайдо».
Утром 23 августа комбриг А. Чабаненко передал на
Л-19 телеграмму с приказом перейти в залив Анива и вести там разведку. В тот же день в 14.20 с борта Л-19 пришла последняя полученная в штабе бригады радиограмма «10.32 Ш – 45 13 С, Д – 140 00 В атакован ПЛ. Уклонился. Начну форсирование пролива в 19.00». Указанная А. Кононенко точка находилась примерно в 40 милях к западу от о. Рисири. До входа в пролив Лаперуза ее отделяло 100 – 120 миль, которые А. Кононенко рассчитывал пройти за 8 – 8,5 часа, очевидно, двигаясь в надводном положении с максимальной скоростью 15 узлов. Однако в назначенный район Л-19 так и не пришла. Точное место, время и обстоятельства гибели подводной лодки остались невыясненными.
Возможны три версии гибели Л-19 23 августа 1945 г.
1. В случае, если лодка благополучно дошла до пролива Лаперуза, она могла погибнуть на японских минных полях, выставленных между мысом Крильон и Камнем Опасности и Камнем Опасности и мысом Соя. По данным, полученным от американцев и пленных японцев, в проливе было выставлено около двух тысяч мин типа Виккерс. Однако они были выставлены с углублением
6 – 20 м, то есть предназначались только против субмарин, идущих в подводном положении. Л-19, вероятнее всего, шла в надводном положении, и в таком случае мины ей не угрожали. Тем не менее именно эта версия считается наиболее вероятной.
2. Лодка могла погибнуть в проливе Лаперуза от огня японских 150-мм береговых батарей на мысах Ноторо (Крильон) или Соя (на севере Хоккайдо). Эффективность их огня была доказана в эпизоде с попыткой американской лодки «Wahoo» пройти проливом 11 октября 1943 г. Лодка сначала была повреждена береговой артиллерией,  а затем потоплена авиацией.
3. От точки подачи последней радиограммы маршрут Л-19 пролегал мимо места гибели советского парохода «Трансбалт», 13 июня 1945 г. потопленного американской лодкой «Спейдфиш». Здесь, возле западного входа в пролив Лаперуза, находилась обычная позиция американских подводных лодок. То, что в этом районе побывала неизвестная подводная лодка,  подтверждено в последней радиограмме А. Кононенко, и не исключено, что ее повторная атака оказалась удачной.
Командир Л-19 капитан
3-го ранга Анатолий Степанович Кононенко посмертно был награжден орденом Отечественной войны 1-й степени. Орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней награждены также все члены экипажа подводной лодки.
от редакции
В течение нескольких лет морской поисково-исследовательский центр Тихоокеанского флота проводит поисковые экспедиции с целью установления места и причин гибели Л-19. В прошлом году поисковики обнаружили в 7,8 мили от скалы Камень Опасности затонувшую подлодку. Ею оказалась уничтоженная японцами 11 октября 1943 года американская субмарина «Wahoo». Поиски погибшей Л-19 продолжатся в нынешнем году. Из неофициальных источников известно, что приблизительно в 10 милях от все той же скалы Камень Опасности на дне пролива Лаперуза обнаружен объект, весьма похожий на подводную лодку. Глубины в этом районе – приблизительно 60 метров. Это позволит водолазам совершить спуски на дно в жестких скафандрах.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ