Воскресенье, 19 мая, 2024

Напоминание о «Кольской»

30 января на острове Уруп работники маячной службы обнаружили выброшенный морем на прибрежные камни мотобот с надписью «Кольская-1».
По информации государственного морского спасательно-координационного центра, бот, а точнее, спасательная шлюпка вместимостью 102 человека находится сейчас в полусотне метров от берега острова Уруп, в районе мыса Ван-Дер-Линда. Со стороны видны пробоины с правого борта, в носовой и кормовой частях. Более подробный осмотр затруднен тем, что нет возможности спуститься с обрывистого скалистого берега. Сейчас прорабатываются варианты, как добраться до судна и осмотреть его основательно.
Спасатели говорят, что в декабрьские дни, когда проводилась спасательная операция на месте гибели СПБУ «Кольская», этот бот попал в поле зрения. Он, судя по всему, уже имел пробоины, был притоплен, находился неподалеку от места трагедии, людей на нем не видели.
Буровая установка «Кольская», которую буксировали с Камчатки на Сахалин, перевернулась 18 декабря 2011 года в штормовых условиях при высоте волн 5 – 6 метров в двухстах километрах от побережья Сахалина. «Кольская» быстро ушла под воду и затонула, глубина в этом месте более одного километра. На ее борту было 67 человек, спасти удалось лишь 14. Очевидцы говорят, что на момент затопления буровой шлюпок на ней уже не было, их сорвало штормовым ветром и волнами.
Как сообщила газета «Известия», инициативная группа родственников членов экипажа буровой платформы «Кольская», которая затонула у берегов Сахалина в декабре прошлого года, представила первые выводы своего независимого расследования.
– Эта информация будет передана следствию, – сообщила дочь капитана СПБУ «Кольская» Михаила Терсина Наталья Дмитриева. – Следователь, который должен приехать в Мурманск 3 февраля, допросит руководство компании-владельца «Артикморнефтегазразведка», а также заберет у меня оригиналы документов о техническом состоянии буровой, которые я нашла в архивах отца. Вместе с документами я передам ему всю информацию по «Кольской», которую удалось собрать родственниками погибших.
По данным издания, родственники погибших сошлись в едином мнении, что трагедия произошла по нескольким причинам: плохое техническое состояние «Кольской», нарушение правил буксировки и давление на экипаж со стороны владельцев платформы.
– Спасательная операция началась поздно: экипажу «Кольской» приходилось согласовывать с Артикморнефтегазразведкой каждый свой шаг – маршрут, маневры. Говорят, даже подача сигнала SOS согласовывалась, – объясняет «Известиям» Дмитриева.
В последнее время экипаж «Кольской» регулярно жаловался своим близким на техническое состояние платформы. По словам Натальи Шкивидоровой, ее муж – инженер-механик – вылетел на вахту 17 октября 2011 года, но две недели ждал, пока на платформе отремонтируют днище.
– За день до начала буксировки отец прислал по электронной почте письмо, в котором сообщил, что на платформе находятся 40 – 50 человек и будут вестись плановые ремонтные работы, – рассказывает «Известиям» Дмитрий Свистунов, сын пропавшего без вести судового врача Николая Свистунова.
Родственники экипажа «Кольской» считают, что часть людей погибла уже во время спасательной операции – их раздавил ледокол «Магадан» и сама платформа.
– Рассказы членов экипажей ледокола «Магадан» и «Нефтегаз-55» противоречивы, – говорит Дмитрий. – Одни говорят, что неповоротливый ледокол «Магадан» подмял под себя всех тех, кто спрыгнул с платформы. Другие, что ледокол и буксировщик «Нефтегаз-55» потратили все время на спасение трех человек, которые первыми спрыгнули с платформы.
– Ребята с буксира «Нефтегаз-55» видели, как несколько человек с «Кольской» почти добрались до ледокола, но потом судно сделало маневр, и они исчезли под ним, – рассказывает «Известиям» одна из сотрудниц Артикморнефтегазразведки.
Выживший в трагедии уфимец Дмитрий Кузнецов считает, что люди погибли под ударом самой платформы. Упреки родственников в адрес экипажа ледокола «Магадан» он считает беспочвенными.
– Меня спасли моряки с «Магадана», но нужно понимать, что их судно не приспособлено для спасательной операции – высота бортов 8 м, – рассказывает «Известиям» Кузнецов. – Экипаж бросил в воду спасательные круги и сеть, поэтому спасли тех, кто до них доплыл.
Елена Богуш, жена старшего механика по буровому оборудованию платформы «Кольская» Ильи Карташова, считает, что ответственность за гибель людей должно нести также руководство МЧС, которое вовремя не организовало спасательную операцию.
Другое издание – «Московская правда» – приводит оценки не названных специалистов.
– Срок на бурение и испытание скважин – 109 дней. Бурить можно было до середины октября. А «Кольская» пошла на работу в сентябре – это уже авантюра. Потом ее погнали через шторм. Вероятность хорошей погоды в течение 5 – 6 суток настолько мала, что должна была быть исключена.
– «Кольская» самостоятельно плыть не может. В идеале ее должно было перевозить грузовое судно! Не имели права тянуть ее на одних тросах.
– «Кольскую» можно было бы вести на буксире, но только… вдоль берега, где небольшая глубина. В случае аварийной ситуации она могла поставить на дно свои ноги-опоры и оказаться в устойчивом положении. Но для «Кольской» допустимая глубина – 120 метров, а на месте ЧП она достигала 1042 метров!
Один из спасенных, бурильщик Валерий Загидулин, рассказал:
«После окончания работ нас почему-то не сняли с платформы. Обычно на время буксировки оставляют не более двух десятков человек – перегонную команду. Объяснили так: «Нет средств доставки». Хотя представители компании-заказчика («дочка» Газпрома – компания «Газфлот») после завершения работ пересели на свой пароход «Сатурн»… Народ очень возмущался. Все понимали, что оставаться на «Кольской» при буксировке по Охотскому морю в декабре очень опасно. Никогда не осуществляли буксировку в декабре… Было запланировано двигаться вдоль Курильских островов, там спокойнее. Но в последний момент переиграли и пошли морем, напрямик. Нам объяснили – так быстрее».
Итог – гибель 53 человек.
Официальные следственные органы рекомендуют пока воздержаться от  скоропалительных выводов. На недавней пресс-конференции в Хабаровске руководитель СУ СКР по ДФО Алексей Устинов отметил, что из-за особой сложности этого дела и невозможности поднять затонувшую платформу с глубины больше километра первые выводы по делу крушения буровой платформы «Кольская» следствие сможет обнародовать не ранее чем через полгода.
Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ