Понедельник, 13 мая, 2024

От камерного – к симфоническому. Беседа с руководителем Южно-Сахалинского городского камерного оркестра

Т. Ахназарян.

Свой 17-й сезон Южно-Сахалинский городской камерный оркестр начал под руководством Тиграна Ахназаряна. Впервые за его пульт Тигран Ахназарян встал в январе этого года, в сентябре назначен главным дирижером. «Линия жизни» молодого дирижера, вопреки общепринятой тенденции, с момента окончания Ереванской консерватории имени Комитаса движется с запада на восток России. И за прошедшее недолгое время на Сахалине он проявил себя как человек, открытый к ярким музыкальным экспериментам, заряжающий своим деятельным энтузиазмом. У него масса идей, концертный сезон начался интенсивно и обещает много интересного.

– Тигран Суренович, на Дальнем Востоке вы не новичок, последние три года руководили Дальневосточным академическим симфоническим оркестром в Хабаровске. А что стало для вас аргументом, чтобы принять приглашение возглавить наш оркестр?

– Думаю, наличие профессиональной перспективы, которая для меня стала очевидной с первой встречи с коллективом Южно-Сахалинского городского камерного оркестра. Я работал со многими оркестрами, есть с чем сравнить. В оркестре работают профессионалы, каких поискать. За последние полгода он очень сильно вырос, практически каждую неделю мы играем новые симфонии, а это репертуар, который как просвещает публику, так и поднимает уровень музыкантов.

 – Расскажите подробнее об идеях и планах на перспективу?

– Часть планов мы уже успешно осуществили. Надо сказать, что насыщенность нашей жизни очень возросла. Формируя афишу концертов, стараюсь поддерживать баланс музыки серьезной и популярной. По природе я махровый «академик», мой любимый жанр – симфонии, но каждый наш слушатель должен найти свою нишу. Например, в программе, посвященной 95-летию выдающегося советского композитора Арно Бабаджаняна, акцентом стало эстрадное направление. В Холмске слушатели специально просят «на бис» сыграть «Танец с саблями». Я его с детства наизусть знаю, ведь Арам Хачатурян – визитная карточка Армении.

Исходя из просветительской миссии, много сил уделяем работе с детьми и молодежью. В ноябре в рамках деятельности академии фонда Владимира Спивакова «Дети – детям» состоялось прекрасное пересечение – в нашем концерте солировали профессор Московской консерватории Сергей Кравченко и его ученица Хан Ын Чжу из Сеула, представившие шедевры Бизе, Сарасате, Сен-Санса. Юные зрители хорошо приняли нашу новинку – «Приключения Чиполлино», концертное исполнение сказки Джанни Родари с оркестром. Этот проект, в котором текст соединен с музыкой из одноименного балета Карена Хачатуряна, мы придумали вместе с замечательным мастером художественного слова из Хабаровска Мариной Кунцевич. Сахалинские музыканты очень отзывчивы к новым идеям, обладают отличным чувством юмора. Например, в «Чиполлино» мы вышли в разноцветных шапочках овощей и фруктов, по сцене летали бумажные самолетики, воздушные шарики… Дети очень хорошо принимают игру, это самый чуткий и благодарный слушатель. Другой литературный концерт (или музыкально-литературный спектакль) – «Щелкунчик» на музыку Чайковского. Планируем сыграть его в Новоалександровске, Березняках, Холмске. А самый мощный проект, который сделали с Мариной Кунцевич, – «Ромео и Джульетта».

Она читает фрагменты трагедии Шекспира в переводе Пастернака под музыку Прокофьева, которую я дерзнул соединить с увертюрой-фантазией Чайковского. Но «Ромео и Джульетту» мы все же оставим на более отдаленную перспективу, поскольку и на этот сезон планов более чем достаточно. Ведь мы еще участвуем в постановке первой сахалинской детской оперы «Брундибар». Есть задумка обратиться в том же формате к творчеству Чехова, который для Сахалина является знаковой фигурой…

– Концерты – это видимая часть «айсберга». Наверняка что-то останется за кадром?

– Мы ввели в практику проведение за день до концерта открытой генеральной репетиции, на которую приглашали учеников детских музыкальных школ. Таким образом даем возможность детям заглянуть в профессиональную «кухню». Им всегда интересно, что происходит в оркестре, что это за профессия такая – дирижер, почему, когда дирижер что-то «рисует» руками в воздухе, его понимают без слов… Кроме того, на репетиции могут прийти послушать классическую музыку сахалинцы, которым билет на концерт, может быть, не по карману. Ведь оркестр играет с абсолютной самоотдачей. Есть желание продолжать эту практику, ведь таким образом мы формируем заинтересованную аудиторию. В Хабаровске я основал и в качестве художественного руководителя провел первый Дальневосточный музыкальный фестиваль для детей и юношества. А второй фестиваль надеюсь провести на Сахалине.

– Впервые в этом году в Южно-Сахалинске побывал симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Можно ли надеяться, что наша область останется в сфере внимания маэстро?

– Мы с Валерием Абисаловичем обсуждали возможные перспективы сотрудничества в связи с открытием Приморской сцены Мариинского театра во Владивостоке. Он дал мне карт-бланш на любую оперу Мариинского театра для переноса на Приморскую сцену во Владивосток. Конечно, хотелось бы заодно показывать оперные шедевры и в Южно-Сахалинске, но такие монументальные произведения, как «Князь Игорь», «Хованщина» или «Пиковая дама», на Сахалине представить нереально по техническим причинам, нет у нас пока подходящей сцены, но, думаю, приемлемые варианты музыкального содружества Приморья, Сахалина и солистов Мариинского театра мы найдем. Кроме того, маэстро предложил выступать нашему коллективу во Владивостоке.

– Разве он слышал наш оркестр?

– Нет, он поверил мне на слово. Очень признателен выдающемуся дирижеру современности Валерию Гергиеву за доверие, причем не в первый раз. В первый год моей работы в Хабаровске в Санкт-Петербурге проходили Дни Хабаровского края, Дальневосточный академический симфонический оркестр представил большую концертную программу на сцене «Санкт-Петербургъ Опера». И я обратился к маэстро с просьбой: нельзя ли нам сыграть в концертном зале Мариинского театра? Это было довольно дерзко с моей стороны – я молодой дирижер, оркестр ему неизвестен. Но Валерий Абисалович разрешил, и мы этот аванс доверия оправдали на очень хорошем уровне. Позже, на гастролях в Хабаровске, по его инициативе наши музыканты участвовали в исполнении симфонии Малера вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра. Я также с Дальневосточным академическим симфоническим оркестром провел знаменитый международный фортепианный фестиваль Рахманинова, художественным руководителем которого является Валерий Гергиев. И это очень важно, ведь в таком творческом слиянии формируется единое культурное пространство России, от Петербурга до Сахалина.

Выезжая с Сахалина на собственные гастроли, начинаю получать от музыкантов sms-ки: «Возвращайтесь поскорее, Тигран Суренович!», да и сам чувствую, что скучаю по острову. Кстати, в творчестве всегда важно сохранять свежесть отношений. В какой-то момент нужно и отдыхать друг от друга, от этого вдохновения только прибавится. Пока что все нормально. То, что Южно-Сахалинский камерный оркестр сложился и живет как одна большая, дружная семья, для меня стало очевидным на наших осенних гастролях в Республике Корее. Гастроли были нелегкими, практически каждый день концерт и переезд в новый город, но я ни разу не слышал от музыкантов жалоб.

– Вы музыкант потомственный. Кому принадлежит идея уникального проекта – исполнения Тройного концерта Бетховена «семейным подрядом» Ахназарян?

– Всей нашей семье. Партию скрипки и фортепиано исполнили мои родители – профессора Московской консерватории Сурен и Гаянэ Ахназарян, партию виолончели – брат Нарек, я дирижировал. Действительно, аналогов такому концерту, с которым мы выступали в Москве и Ереване, в мировой практике не найдется.

– В книгу рекордов Гиннесса не подавали заявку?

– Некогда было подавать, надо работать. Меня часто спрашивают, почему я живу так далеко от моей семьи и с каждым разом все дальше. Но это очень условно, потому что моя супруга Лариса со мной рядом. А каждый город и коллектив становятся для меня «точкой роста». В 23 года я стал и. о. художественного руководителя и главного дирижера Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, когда только начинал свою дирижерскую творческую деятельность. Затем был главным дирижером Государственного театра оперы и балета Республики Коми, где приобрел незаменимый хороший опыт руководства театральной труппой и оркестром, дирижирования оперными и балетными спектаклями. Три года в Хабаровске дали основательную практику работы с академическим симфоническим оркестром с 80-летней историей. Дирижер раскрывается с возрастом – как хорошее вино, так что все впереди.

Но сейчас я думаю не о себе, а о профессиональном совершенствовании Южно-Сахалинского камерного оркестра. Задача-максимум, решить которую при должной поддержке считаю вполне реальным делом, – «дорастить» его до полноценного симфонического оркестра. Сейчас в коллективе 41 человек, обычное количество музыкантов в симфоническом оркестре начинается от 50 – 60 человек. Предпочтение отдаю сахалинцам, но беда в том, что некоторых специальностей (например, гобой, валторна) на Сахалине просто нет, поэтому необходимо приглашать с материка. Отсутствие в настоящее время концертного зала большой вместимости, служебного жилья для музыкантов – без решения этих первостепенных вопросов невозможно двигаться вперед. Понятно, что на муниципальном уровне такие задачи решить сложно. Создание симфонического оркестра, его полноценная работа возможны только при поддержке областного правительства – чтобы и дальше развивать высокие культурные традиции, заложенные за 16 лет камерным оркестром под управлением Александра Гавриловича Зражаева. Вы даже, может быть, не подозреваете, насколько профессиональны и вдохновенны сахалинские музыканты. Блистательные соло флейт, кларнетов, фаготов, группы тромбонов, в струнной группе есть много отличных музыкантов… Уверен, что оркестру со временем по силам стать гордостью не только Сахалинской области, но и всего Дальнего Востока.

И. СИДОРОВА.

Справка

Тиграну Ахназаряну 38 лет. Маэстро закончил Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса по классу скрипки (класс Сурена Ахназаряна) и отделение оперно-симфонического дирижирования (класс Эмина Хачатуряна). Стажировался в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова в классе легендарного профессора Ильи Мусина (оперно-симфоническое дирижирование). Работал художественным руководителем и главным дирижером Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан, Государственного театра оперы и балета Республики Коми, Дальневосточного академического симфонического оркестра и камерного оркестра «Серенада» (Хабаровск). Основатель и художественный руководитель камерного оркестра «Импрессион» (Москва).

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ