Суббота, 27 апреля, 2024

Нашлись другие слова

Что ни день, то новости на курильскую тему, и не откуда-нибудь, а в основном из Москвы.
Неслыханное прежде дело – глава президентской администрации С. Нарышкин на встрече  с министром иностранных дел Японии С. Маэхарой заявил, что дальнейшее обсуждение территориальной принадлежности Курильских островов является для России бессмысленным, а министр С. Лавров оценил переговоры по мирному соглашению с Японией как бесперспективные, поскольку в Токио, по его мнению, преобладают радикальные взгляды на территориальный спор.
Мы давно ждали от наших политиков внятных оценок по поводу японских претензий на Курилы. И вот они прозвучали. Очевидно, что российско-японские отношения приобретают новую тональность. От дипломатических реверансов, которые еще не так давно отличали заявления российской стороны, не осталось и следа. Как далеко мы готовы пойти  и чего хотим в итоге добиться?
Депутаты Госдумы, например, предложили сделать 3 сентября Днем победы над империалистической Японией. Как отмечает сайт Lifenews, редкое единодушие проявили представители «Единой России» и КПРФ генерал армии Игорь Пузанов и Тамара Плетнева.
Аналогичный законопроект был внесен в Госдуму в прошлом году в преддверии празднования юбилея – 65-летия окончания второй мировой войны и разгрома Японии. Но тогда правительство дало негативный отзыв на инициативу, обосновав решение тем, что  в России уже есть праздник (2 сентября – День окончания второй мировой войны).
После недавних жестких высказываний японских политиков о визите российских официальных лиц на Курилы и сожжения российского государственного флага прямо у посольства России в Японии депутаты решили ответить. Совет Госдумы постановил оперативно рассмотреть данный законопроект.
Военные аналитики отмечают, что победа над Японией достойна красного дня в календаре. Советские войска в рекордные три месяца разгромили японскую армию в Китае, Корее и на Курилах.
Тут надо напомнить, что сахалинская общественность через региональные органы власти многие годы пробивала вопрос об увековечении памяти военных событий августа – сентября 1945 года на восточных рубежах страны. И  в основном сахалинские предложения сводились к тому, чтобы это был день воинской славы, а в его названии содержалось упоминание о «разгроме милитаристской Японии» или победе над ней. Однако все эти инициативы не находили понимания в Москве, где считали неуместным обижать японцев.
Тем не менее в прошлом году был достигнут определенный компромисс. По инициативе группы депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по обороне В. Заварзиным в календаре появился День окончания второй мировой войны, который впервые отмечался 2 сентября 2010 года.
Сам Заварзин так прокомментировал название нового дня воинской славы: «Мы провели много консультаций, в том числе с учеными. И согласились, что остановимся именно на такой формулировке – День окончания второй мировой войны. Что касается Японии, то вы, конечно, понимаете, с кем воевали. Не с воздухом же. Просто мир меняется, и акцентировать сегодня, что мы тогда воевали против японцев, думаю, не стоит».
Мир меняется, но меняются ли японские взгляды на Курильские острова? По идее соседи должны были оценить деликатность российских законодателей. Однако не оценили. Теперь последовала ответная реакция.
Впрочем, говорить о том, что вопрос по 3 сентября предрешен, было бы опрометчиво. Уже раздаются голоса не усугублять и без того накалившуюся ситуацию. Руководитель центра внешней политики и международных отношений института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН В. Кожевников призывает учитывать психологическую составляющую двусторонних отношений: «Две стороны, я бы сказал, по-детски обиделись друг на друга и не просчитали последствия предпринятых ими шагов: Япония в 2009 году, с принятием закона, в котором говорится о незаконной оккупации южнокурильских островов, а Россия – с поездками политиков на Курилы. Хотя здесь могут просматриваться новые тенденции российской политики в отношении территориальной проблемы – стремление намекнуть Японии о бесперспективности ее позиций  в требовании четырех островов. Но ответственность за современное состояние в двусторонних отношениях несут обе стороны, совершенно не учитывающие психологические моменты в двусторонних отношениях».
Другой автор, журналист А. Колесников, высказывается еще определеннее: «Здесь важно не заиграться. Задирать Японию – это не Лукашенко дразнить, которого Россия то лечит, то калечит, в зависимости от политической, экономической и нефтегазовой конъюнктуры… Япония – довольно важный партнер на востоке. Одно дело – заявления официальных лиц уровня Сергея Лаврова и Сергея Приходько, и совсем другое – натравливать на посольство Японии мелких спойлеров из «Молодой гвардии» и «Наших». Меру надо знать. Потому что мелкие «пирровы», точнее, Куриловы победы могут стоить потом крупных внешнеполитических поражений».
Да, меру знать, разумеется, неплохо. В том числе и по другую сторону пролива Лаперуза. Только вот прошло уже 65 лет со дня окончания второй мировой войны, а воспринять новую историческую реальность у Японии никак не получается. Признать ее право на Курильские острова – это значит фактически объявить о пересмотре итогов войны. Такого Россия сегодня себе позволить не может. Впрочем, сильно хлопать дверью при этом тоже не обязательно.
С. КОЛЕСНИЧЕНКО.
кстати
По данным общенационального опроса общественного мнения, проведенного токийской газетой «Санкэй» 12 – 13 февраля, лишь чуть более половины японцев одобряют требование «разом вернуть все северные территории». В поддержку такой позиции выступили 51,3 проц. респондентов. 26,1 проц. опрошенных хотели бы получить вначале острова Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда), оставив вопрос о более крупных Итурупе и Кунашире на будущее. 10,5 проц. опрошенных поддерживают идею раздела южных Курил между Россией и Японией напополам по площади, 4,3 проц. вообще не требуют даже части этих островов. Наконец, чуть менее 8 проц. заявили, что не имеют мнения по этой проблеме.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ