Вторник, 21 мая, 2024

Школа для одаренных: опираясь на традиции, заглянуть в будущее!

Р. Аноприкова и ее воспитанники с роботами.

В лицее № 2 г. Южно-Сахалинска, который зачастую по старой памяти для краткости называют ЕМЛ (естественно-математический лицей), с момента его создания в 1999 году действует добрая традиция: ежегодно во второй декаде октября в торжественной обстановке отмечается день рождения учебного заведения. В нынешнем году празднование состоялось 15 октября. Пользуясь случаем, журналист попросил директора лицея Р. Наймановскую и заместителя директора по учебно-воспитательной работе Н. Павлюченко рассказать о том, чем живет сегодня незаурядное образовательное учреждение, о его традициях, планах на перспективу.

Р. Наймановская.

Дань традиции

Старожилы помнят, что первые празднования дня рождения южно-сахалинского лицея № 2 были срежиссированы с плотной привязкой к лицею пушкинскому, даже сценарии составлялись в стихотворной форме. Инициатором создания небольшого образовательного учреждения для работы с одаренными детьми была Наталья Антоновна Мурашова, возглавлявшая в конце 1990-х городской отдел народного образования Южно-Сахалинска, ныне работающая министром образования Сахалинской области. Идея была активно поддержана и развита Константином Танасисом Атанасиу, которому было предложено возглавить лицей, у руля которого он был 16 лет с момента реконструкции здания. Идея была воплощена в жизнь, и по прошествии 16 лет работы образовательной организации руководство уверено, что изначальный статус лицея как такового полностью подтверждается. Учреждение вошло в топ-200 лучших школ по работе с одаренными детьми и на протяжении трех лет подряд занимало достойные места в топ-500 лучших школ России по результатам ЕГЭ и всероссийских олимпиад.

Празднование дня рождения лицея со временем видоизменяется, в сценарии привносятся новые «изюминки». Например, на сей раз школьный организатор Ольга Чен предложила свежий подход – все было организовано в форме одного дня в лагере летнего отдыха, чтобы всем вместе можно было вспомнить о недавнем лете. Но при этом незыблемым остается в программе посвящение в лицеисты. Новичкам-пятиклассникам традиционно вручают значки с логотипом лицея и шоколадки, символизирующие гранит науки, который предстоит основательно «погрызть» в ходе обучения.

В своем приветствии к собравшимся Р. Наймановская подчеркнула: «У нашего лицея, как и у любой другой школы, есть своя миссия. Мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и здоровы, многогранная жизнь в лицее прибавляла им уверенности в себе и своих силах, чтобы их общение со взрослыми становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы ребята понимали меру своей ответственности за окружающий их мир, семью, школу, город, настоящее и будущее России, чтобы умели дружить и любить, чтобы были образованны и воспитанны, вобрали в себя истинную культуру и интеллигентность лучших людей страны».

Эти пожелания и устремления вполне сочетаются со старинным девизом Царскосельского лицея «Для общей пользы», не так ли?!

Как это работает?

В лицее № 2, по последним данным, обучается 435 мальчиков и девочек, начиная с пятого класса. Набор детей происходит на конкурсной основе. Педагогический коллектив состоит из 25 человек (без учета совместителей), это педагоги высшей и первой категорий, с большим опытом работы, но есть и молодые специалисты. В лицее работают два заслуженных учителя Сахалинской области – Т. Бокова (учитель математики) и Н. Зимина (учитель биологии и экологии).

В коллективе осталась только четверть «старожилов», стоявших у истоков создания учебного заведения, они теперь и являются хранителями традиций. Надо отметить, что и ученики, и учителя ценят вклад каждого педагога, оставившего свой профессиональный след в летописи учебного заведения.

Учителя в свое время также прошли своеобразный конкурсный отбор: высокий уровень профессионализма, достижения учащихся, самоотдача, любовь к своему делу и к детям – вот счастливый билет в коллектив единомышленников, людей творческих и неравнодушных, находящихся в постоянном творческом поиске и генерирующих все новые идеи и проекты. Для их реализации совместно с воспитанниками в ходе насыщенной внеурочной деятельности используется вторая половина дня, которую в большинстве других школ выделяют для проведения уроков во вторую смену. Особенности образовательной программы отражены в названии программы развития лицея № 2 «Профессионализм. Инновации. Качество». Она подразумевает организацию профильного обучения по химико-биологическому и физико-математическому профилям. Впрочем, прогресс не стоит на месте: инициативные учителя-филологи предложили больше внимания уделить ребятам, склонным к гуманитарным дисциплинам, и несколько лет назад создали дополнительный проект под названием «ФилолоШка» (филологическая школа). В его рамках с лицеистами встречаются приглашенные деятели культуры – писатели, поэты, а также педагоги-филологи из Москвы, Санкт-Петербурга, Южно-Сахалинска. В прошлом году ребята с педагогами совершили образовательное путешествие в г. Александровск-Сахалинский «А. П. Чехов и Сахалин», а в конце октября текущего года отправятся в «Литературный Петербург». «ФилолоШка» оправдывает себя хорошими результатами – ее воспитанники становятся победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе. Например, А. Технерядов в 2014 году стал призером федерального этапа олимпиады по литературе (учитель Т. Виниченко).

Олимпиадная команда лицея удерживает первое место на муниципальном и региональном уровнях с 2012 по 2016 год включительно. С 2002 года лицеисты выступают на федеральном этапе предметных олимпиад, и довольно успешно: в 2010-м А. Попов стал победителем, а в 2012 году – призером по экологии, в 2014 году А. Хан, А. Технерядов (учителя Н. Зимина, О. Манжосова) стали победителями по экологии в своих возрастных категориях, в 2015-м десятиклассник А. Хан подтвердил свое лидерство в экологии. В городских интеллектуальных играх «Логос» лицеисты ежегодно в тройке лидеров. Лицейские интеллектуалы 2013 года Т. Егоров, С. Морозов вошли в команду «Обитаемый остров», занявшую первое место в игре «Что? Где? Когда?» на XIII первенстве Сибири по интеллектуальным играм в составе сборной города Южно-Сахалинска.

В 2016 году на XV открытом первенстве Сибири по интеллектуальным играм, проходившем в Новосибирске, в составе областной команды лицеисты М. Котенко и Е. Замотаев заняли первое место в игре «Хамса». В олимпиаде СахГУ по географии на региональном уровне в 2016 году стал победителем воспитанник лицея А. Савин. И список таких достижений можно продолжить, каждый год приносит новые победы!

После уроков

Пожалуй, все самое интересное в лицее № 2 происходит после учебных занятий: вторая половина дня посвящена внеурочной деятельности. Вот уже 16-й раз в лицее проводится интеллектуальный марафон – это тоже традиция. Ребята отвечают на различные вопросы общего кругозора, и по результатам подводятся итоги в следующих номинациях: «Интеллектуал-параллели», «Суперинтеллектуал лицея» и «Самый интеллектуальный класс». Умники и умницы поощряются памятными «Совятами», а самый интеллектуальный класс награждается переходящим кубком – «Совой», и она путешествует из класса в класс. В дальнейшем лицейские интеллектуалы успешно участвуют в играх городского клуба «Логос».

Лицей поддерживает давнюю дружбу с Сахалинским региональным отделением общества «Динамо» и, в частности, организует ежегодные совместные шахматные турниры, спортивные праздники, летние соревнования по футболу для ребят, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Кроме того, много лет проводятся традиционные шахматные турниры в сотрудничестве с федерацией шахмат ветеранов Великой Отечественной войны и трудового фронта Сахалина и Курил. К теме ветеранов Великой Отечественной в учебном заведении вообще относятся трепетно и с большим вниманием. Ведь ничто не может заменить живого общения детей с ветеранами! В лицее положено начало созданию летописи подвигов участников Великой Отечественной, эта работа продолжается.

Летом традиционно проводятся футбольные состязания между командами лицеистов и воспитанников детских домов Сахалина.

На втором этаже в здании лицея размещен довольно просторный стенд со спортивными кубками, наградами, грамотами юных спортсменов-лицеистов. Вообще-то наград становится все больше, и их уже негде размещать, в администрации задумались о расширении выставки. Ребята достойно выступают в соревнованиях по восточным единоборствам, плаванию, баскетболу, волейболу, стрельбе и в других видах, причем на разных уровнях, вплоть до федерального. За годы работы лицей выучил немало спортсменов, в том числе и чемпиона Европы, мастера спорта по каратэ Д. Уфимцева, кстати, успешно обучавшегося в профильном физико-математическом классе. Но при этом, увы, самому лицею пока приходится довольствоваться лишь совсем маленьким по площади спортзалом. Дело в том, что лицей размещается в приспособленном помещении, в котором в свое время находился учебно-производственный комбинат, и спортзал в корпусе не был предусмотрен.

– Вопрос со строительством нового полноценного спортзала поднимается  уже более восьми лет, – поделилась Р. Наймановская, –  в этом нас всегда активно поддерживали родители, которые вместе с администрацией лицея обращали внимание властей на эту жизненно важную необходимость, добивались положительного решения. И вот сегодня появилась надежда – городские власти в лице мэра Южно-Сахалинска С. Надсадина при поддержке губернатора области О. Кожемяко приняли решение о строительстве спортзала, он будет размещен с северной стороны здания лицея. Уже объявлен аукцион, вскоре будет определен подрядчик, который возьмет на себя весь комплекс от проектирования до сдачи объекта под ключ.

Ребята, обучаясь в лицее по программам углубленного изучения предметов,  имеют возможность развивать свои таланты, занимаясь дополнительным образованием: поют, танцуют, причем также занимают высокие места в различных конкурсах. Так, Е. Танненберг в 2014 году, победив на всех этапах конкурса вокалистов «Виктория», стала победителем всероссийского конкурса «Золотой голос России». Еще одна из «звездочек» – А. Сероштанова – в недавнем прошлом, победив на региональном этапе всероссийского конкурса «Живое слово», представляла Сахалинскую область в финале, а в 2016 году привезла диплом победителя всероссийского конкурса юных вокалистов «Звонкие голоса России» (номинация «Народное пение»).

Многие лицеисты, а также их родители неравнодушны к походам, с удовольствием путешествуют по родному краю. Руководит этой работой штатный педагог дополнительного образования В. Гапоненко. Маршруты проложены к знаменитой скале Лягушка, к грязевому вулкану в окрестностях областного центра, к морским побережьям. Такие походы способствуют сплочению ребят и надолго остаются в памяти.

Будущее

за роботами!

Говоря о перспективах, лицейское руководство первым делом упоминает робототехнику и развитие проектно-исследовательской деятельности. Эти направления сейчас активно развиваются в рамках внеурочной деятельности. С 2005 года лицей участвует в международной некоммерческой образовательной программе SEED компании «Шлюмберже». Сегодня лицей является тьютором данной программы на Сахалине, проводит ежегодные семинары для детей и учителей области при поддержке компании «Шлюмберже». Семинары направлены на развитие проектно-исследовательских умений, технических и творческих способностей учащихся через межпредметную интеграцию естественно-математических дисциплин (физика, биология, экология, информатика), успешно руководит этой работой профессиональный тандем: учитель физики С. Зарецкая и учитель информатики Р. Аноприкова. Теперь проекты ребят поддерживаются техническим творчеством – роботами. Интересное начинание получило поддержку со стороны компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», лицей дважды участвовал в конкурсе грантовых проектов, были выделены средства на приобретение дорогостоящего оборудования. На первых порах проводились занятия с лицеистами постарше – теми, кто проявил интерес, а в планах – открытие инженерного класса, и робототехника войдет в учебный план, станет учебным предметом. Пока данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности с учащимися пятых – шестых классов. В лицее за воплощение этих планов увлеченно взялись учителя информатики Р. Аноприкова, Н. Федосеева, они параллельно проходят соответствующие курсы и активно занимаются самообразованием. Предстоит подготовить свою команду для участия юных инженеров в соревнованиях по робототехнике регионального уровня. А в дальнейшем с использованием собственных роботов можно осуществлять самые разные проекты в областях биологии, экологии, физики. Практические наработки учителей уже имеют статус региональных инновационно-экспериментальных площадок – на базе лицея две действующие площадки: «Формирование проектно-исследовательских умений школьников при изучении предметов естественно-математического цикла в условиях введения ФГОС ООО» и «Основы образовательной робототехники как средство межпредметной интеграции естественно-математических дисциплин в условиях введения ФГОС ООО». Ребята активно участвуют в учебно-исследовательской, научной деятельности, и роботы им очень пригодятся. Перспективы вдохновляют.

Я. САФОНОВ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ