Среда, 1 мая, 2024

Сочинение ко дню рождения. Театральный форум

Сцена из эскиза к спектаклю “Остров счастья”.

В Южно-Сахалинске завершился IV Дальневосточный театральный форум. Как и прежде, он был организован в очередь с театральным фестивалем «Сахалинская рампа». Форум показал большой образовательный потенциал, причем доступный для освоения не только актерами, но и всеми желающими сахалинцами. Для проведения мастер-классов и тренингов были приглашены театральные критики – директор Центра имени Мейерхольда Павел Руднев, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп, драматурги Анна Богачева, Наташа Боренко и Родион Белецкий, театральный педагог Варвара Коровина. Выбор оказался оптимальным, ни одна из затронутых тем не осталась гласом в пустоту и нашла свою аудиторию. На Сахалине интересуются всем – как работать со зрителем, сочинять истории, писать рецензии на спектакли и пр.

Если говорить об общей направленности, то стоит отметить литературоцентричный характер форума. В этом ключе на седьмом году практика режиссерских лабораторий на Сахалине получила новое качество. Как ни меняется в начале ХХI века театр, в котором чего только не намешивается, но неизменным остается все то же – «вначале было слово». Классика классикой, но сегодня в большом дефиците пьесы для детской и подростковой аудитории. Старые не актуальны, новых нет. И во главу угла были поставлены поиск и создание текстов в технике вербатим, чем и занимались участники лаборатории «Сахалин. doc».

Кроме того, форум содействовал расширению сахалинского творческого пространства. Пусть новое – хорошо забытое старое, но почти ажиотажный спрос на первый театральный «Квартирник» в режиссуре Марины Семеновой, собравший молодых поэтов, музыкантов, актеров, стал сюрпризом для организаторов. Там было много стихов и песен вживую от творцов разной степени известности и просто разных, свобода словоизъявления, спонтанные признания в любви к городу, театру, своему сыну, авторское слово от сахалинских лицедеев. Все вместе они создали уникальную атмосферу душевного комфорта и единомыслия, которая, может быть, и подороже золота самих поэтических строк. В качестве площадки для «первой пробы» был избран малый зал Сахалинского театра кукол, а в дальнейшем планируют встречаться дома. Спрос на территорию поэзии есть, и на него надо отвечать.

Работа по созданию сахалинской драматургии привела к трехступенчатому театральному сериалу – для детей, подростков и взрослых. Было ли так задумано сначала или нет, не знаю, но вышло так: собралась большая семья из нескольких поколений и высказала все, что думает о сахалинской жизни, каждое – в меру своего опыта. Как и режиссерская, драмлаборатория работала в экстремальных условиях в течение недели. Материал для создания пьес сказочница из Екатеринбурга Анна Богачева и драматург из Санкт-Петербурга Наташа Боренко черпали из долгих разговоров с маленькими и юными сахалинцами.

В сказке Анны Богачевой, которую можно условно назвать «Путешествие инопланетян по Сахалину», звучит только прямая речь малышей, у которых есть свое мнение по любому вопросу – о снежной зиме, жутко горьком вкусе кимчи и что Сахалин создали рыбы, они же «насажали» на остров людей, а может быть, инопланетяне, они же присматривают за ним сверху…

Словом, из всего того, что можно подслушать в детсаду и что торопящиеся домой после работы родители часто слушают вполуха, из смеси глубоководных мыслей по вопросам мироздания, фантазий и побрехушек, на какие мы все были горазды в возрасте «от двух до пяти», Анна Богачева сложила непривычную, но все-таки сказку. В ней, в том числе и благодаря прочтению талантливой актерской командой Чехов-центра, светится теплое, солнечное обаяние детства с умением видеть мир разноцветным и живым, с любовью ко всем («мы рады всем, кто приезжает»), что невесть куда испаряется по мере роста.

«Суперсказка», как решила назвать свое сочинение Анна Богачева в знак признания малышам-соавторам, передала эстафету пьесе «Окей, гугл». Наташа Боренко специализируется на создании документальных спектаклей с участием подростков, в сахалинском варианте – пока в качестве респондентов. А вот в Комсомольске-на-Амуре в спектакле «Поколение офф» на сцену вывели дюжину непрофессионалов – молодых жителей города, чтобы из первых уст услышать, почему они такие, какие есть, и почему им ничего не надо в этой жизни. В непричесанном тексте «Окей, гугл» сахалинские подростки бросают в мир миллион волнующих их вопросов – не оригинальных, но вечных: почему люди воюют, почему родители не дают жить как хочешь и как жить, когда они уйдут, «и я на дух не переношу реальный мир, он слишком плох…». В нем, может, и нет откровений, но это искупалось подлинностью переживаемого: человек растет, думает, становится сильнее. «Окей, гугл» фокусируется на проблеме умения/неумения слышать другого человека, понимать чужие чувства, а это уже имеет значение в любом возрасте. «Документальный театр поворачивает наш угол зрения, говоря: смотри, другой человек тоже может быть интересен», – заметила театральный критик Евгения Тропп.

Если прийти на «Остров счастья» сразу после «Окей, гугл» и тебе лет 15 – 16, сразу возникнет вопрос: ну и стоило оно того – взрослеть? Источником «Острова счастья» для драматурга Родиона Белецкого послужили интервью сахалинцев, взятые актерами Чехов-центра по осени. То есть материал свежий, хотя тема вечная. Женщины и мужчины отвечают на популярный на Руси вопрос – чего тебе для счастья не хватает в данный конкретный момент? Своими историями делятся обычные люди: мать больного ребенка (Наталья Красилова), для которой счастье услышать – мы больше не хотим вас видеть в нашей больнице, потому что вы выздоровели; счастье – воспоминания о поездках на море в детстве (Антон Ещиганов); и в деньгах счастье – как же без них детей кормить (Ирина Звягинцева) и т. д. Из их довольно будничных ответов складывается обширная панорама – сахалинская жизнь, характер, судьба в амплитуде от «всегда мечтал о чем-то большем» до «надо реально оценивать свои возможности». «Остров счастья» завис где-то между прошлым, которое символизируют песни-пляски на танцплощадке в стиле ретро, и сияющим будущим в цифрах и фактах – столько-то детских садов, километров дорог, домов будет построено согласно майским указам президента России, что озвучивает непоколебимо уверенный чиновник (Леонид Всеволодский). И если объяснить, почему мы здесь, еще можно, то вопрос, для чего и надолго ли (а слушатель пьесы задается им неизбежно),  уже оставляет многоточие.

На основе «Острова счастья» главный режиссер Чехов-центра Александр Агеев сделал набросок к спектаклю, который планируется довести до полноценной постановки-посвящения 70-летию Сахалинской области в следующем году. Правда, думается, что название даст немало поводов для масштабного скепсиса, хотя создатели уверяли, что ни капли иронии и в мыслях не держали. Возможно, это происходит непроизвольно, когда предметом театра становятся не выдуманные давным-давно талантливым драматургом страсти в камзолах и с приклеенными бородами, а сегодняшняя жизнь во всей своей красе, дикорастущих на все ценах и повсеместном ожесточении, которое фик-сируют криминальные хро-ники. Но «неча на зеркало пенять», документальная пьеса оставляет за собой право на правду во время господства скользких от «мыла» сериалов и обезличенных компьютерных игр.

Но до реально дальневосточного форум и на четвертом году не дотягивает. Денег нет – и театры не могут делегировать своих представителей на Сахалин, и вряд ли эти причины исчезнут в обозримом будущем. Из соседей в форуме принимала участие руководитель созданного в 1985 году независимого театра, первого в России, Татьяна Фролова (Комсомольск-на-Амуре), с которой связаны планы на постановку в Чехов-центре документального спектакля. Оставляя открытыми двери  для всех соседей, Дальневосточный форум является хорошим подспорьем для самих островитян, и прежде всего Чехов-центра, чтобы войти в современный театральный общероссийский контекст, быть в «теме». У нашего театра много сил, энергии и понимание, что каждый последующий шаг навстречу зрителю должен быть ярче предыдущего.

И. СИДОРОВА.

  1. P.S.

В Москве объявлен список номинантов российской национальной театральной  премии «Золотая маска». Спектакль Чехов-центра «Скупой» вошел в предварительный список претендентов на самую  престижную театральную премию России. 

«Несмотря на то, что «Скупой» не будет бороться за главную награду – «Золотую маску», постановка сахалинского театра, по мнению экспертного совета премии, оказалась в числе самых заметных спектаклей сезона 2015 – 2016. Войти в число достойных спектаклей страны дорогого стоит. Считаю, что эта маленькая победа – заслуга не только постановочной команды, но и всего театра в целом»,   – отметила директор Чехов-центра Елена Худайбердиева.

Премьерой спектакля «Скупой» Чехов-центр завершил 85-й театральный сезон. Знаменитую французскую пьесу Мольера поставил на островной сцене режиссер из Санкт-Петербурга Олег Еремин. Получилась ни на что не похожая увлекательная история, в которой есть все составляющие классической комедии: обаятельные герои, любовные страсти, семейные тайны, искрометный юмор и неожиданные повороты сюжета. Питерский художник Сергей Кретенчук придумал  для постановки яркие масштабные декорации и костюмы, стилизованные под время, когда жил и творил Мольер.

Показ спектакля «Скупой» и зрительская конференция с участием режиссера постановки прошли в рамках IV Дальневосточного театрального форума. Зрители отметили многоплановость спектакля, заверив, что обязательно придут посмотреть его еще не раз. 

 

 

 

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ