Воскресенье, 19 мая, 2024

Трагедия «Кольской» вызывает много вопросов

В месте гибели самоподъемной буровой установки «Кольская» продолжается поисково-спасательная операция. Увы, список спасенных не расширился – их 14. На борту же было 67 человек, среди них и женщины, в списке числится один иностранец – предположительно гражданин Болгарии по фамилии Живков. Было на платформе 9, по другим данным – 11 сахалинцев, из них спасены 5. В морском спасательном подцентре «Южно-Сахалинск» в первой половине 20 декабря сообщили, что в поисках продолжают участвовать ледокол «Магадан», судно «Смит Сахалин», танкер «Георгий Фройер», теплоход «Юрий Тарапуров». Спасательное судно «Атлас» СахБАСУ сопроводило к Корсакову «травмированный» буксир «Нефтегаз- 55». У буксира появилась течь в районе машинного отделения, поэтому от греха подальше решили отправить его на ремонт. Опасный участок пути буксир и «Атлас» преодолели вместе, после чего спасатель развернулся и вновь отправился в район, где продолжаются поиски – в 270 километрах от мыса Терпения. На борту буксира, приход которого в порт Корсаков ожидался в 14 часов 30 минут 20 декабря, несколько спасенных. В следственном отделе на транспорте сообщили, что их показания очень важны для установления всех обстоятельств происшедшего. У следственных органов три основные версии: техническая неисправность «Кольской», нарушение правил буксировки и непринятие во внимание погодных условий.
Четверо спасенных, напомним, были доставлены вертолетом компании «Авиашельф» в Ногликскую ЦРБ. Медики оценивают их состояние как удовлетворительное, у них есть опасения насчет состояния почек пациентов, перенесших переохлаждение. У одного из них перелом ребер без смещения. 24-летний южносахалинец Сергей Грауман, работавший на буровой помощником бурильщика, ничего не знает о судьбе своего отца, бурильщика Рихарда Михайловича Граумана. Сергей поделился своими впечатлениями о происшедшем. По его словам, когда платформа попала в сильный шторм, начало вырывать треугольник из буровой, в камбузе выбило иллюминатор. Везде стала появляться вода. Люди, находившиеся на борту, стали заделывать течь, но нос начал уходить под воду. Подали сигнал SOS. Всех собрали в комнате отдыха и сообщили, что должен прилететь вертолет. Сначала паники не было, верили в спасение. Буровики и экипаж распределились на группы и начали готовить спасательные шлюпки на левом борту, на случай, если «Кольская» пойдет ко дну. Но вскоре прошел слух, что вертолет не прилетит, тут-то и началась паника. «Люди скопились все в одном углу, – вспоминает Сергей, – и пошел сильный крен. Буровая наклонилась. Все происходило, как кино. Народ карабкался на корму, чтобы спрыгнуть в воду, все кричали». Сам Сергей, не удержавшись, упал в ледяную воду. Там он и другие люди провели, как ему показалось, около четырех часов, пока не подоспели буксиры. Волны были очень большие, захлестывали с головой. Вокруг плавали люди, но они не подавали признаков жизни, их вытаскивать не стали, искали живых»… Жуткая картина.
Между тем активизировался профсоюз моряков, у него есть острые вопросы. Активисты настаивают на независимом расследовании. Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России по Мурманской области Р. Загороднев говорит, что на предприятии, владеющем буровой установкой – ОАО «Арктикморнефтегазразведка» (г. Мурманск), часто принимаются решения, которые не укладываются в рамки законов. Профсоюзы говорят о том, что судовладелец в данном случае сэкономил на фрахте дополнительного судна для перевозки пассажиров «Кольской». В соответствии с правилами безопасности на платформе должен был остаться минимальный состав экипажа в 35 человек. Известно, что экипаж считал опасной буксировку «Кольской» в зимних условиях. Дочь начальника безопасности мореплавания Михаила Терсина говорит, что ее отца чуть не силком заставили руководить всей операцией. И ее мать подтверждает, что сами моряки предупредили руководство компании о том, что буксировка платформы в подобных погодных условиях запрещена, но к ним не прислушались. Супруга капитана Александра Козлова говорит: муж во все инстанции писал рапорты, что буксировка запрещена в зимнее время – даже по закону. Дошло до того, что написал заявление об увольнении. Он так и сказал: «Случись что, я виноват буду». А потом ему прислали начальника безопасности Терсина…
Впрочем, само предприятие «Арктикморнефтегазразведка» эти обвинения опровергает. Компания-владелец в официальном сообщении информирует, что каждый из членов экипажа проходил подготовку в соответствии с международными стандартами безопасности мореплавания. Что платформа была обеспечена необходимыми средствами спасения. Обращает внимание на то, что во время ЧС экипаж был переодет в гидрокостюмы, в них можно находиться в холодной воде до шести часов, а на плотах и того дольше. Однако штормовые условия не позволили людям воспользоваться спасательными плотами.
У профсоюзов другое видение ситуации, иначе как преступлением они назвать такую авантюру с транспортировкой «Кольской» не могут. Если уж действительно так экстренно нужно было ее буксировать, должен быть тщательно разработан маршрут следования. Чтобы были предусмотрены заходы в порты- убежища на случай непогоды. Ледокол «Магадан», говорят профсоюзы, не имеет права участвовать в таких операциях, а буксир «Нефтегаз-55» вообще не приспособлен для перехода на большие расстояния, он используется лишь для перестановки платформы с места на место.
Профсоюзные активисты говорят также о низкой зарплате бурильщиков, несопоставимой с рисками, и о том, что ни один из 67 членов команды «Кольской» не был застрахован должным образом. Семьи погибших моряков могут теперь рассчитывать лишь на страховку по потере кормильца – только ее может предложить «Арктикморнефтегазразведка». Поскольку не был заключен колдоговор МФТ, семьи не получат по 100 тыс. долларов из-за смерти моряка и еще по 20 тыс. долларов  на каждого несовершеннолетнего иждивенца. На встрече с родственниками руководство «Арктикморнефтегазразведки» устно пообещало выплатить до 3 млн. рублей за каждого погибшего моряка. Сдержит ли оно это не подкрепленное документами обещание?
20 декабря на территории Мурманской области объявлено днем траура в связи с трагическими событиями, произошедшими 18 декабря 2011 года в Охотском море на самоподъемной плавучей буровой установке «Кольская».
Известно, что в составе экипажа платформы были жители девяти регионов России – Мурманской области, Башкирии, Москвы, Белгородской,  Московской, Сахалинской, Магаданской областей, Хабаровского, Красноярского краев, а также предположительно один иностранец.
У девяти из 11 погибших, извлеченных из воды, при себе были паспорта. Официальное опознание пока не проводилось, тела находятся на судне «Смит Сахалин», которое участвует в спасательной операции.
Я. САФОНОВ.

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ