Воскресенье, 19 мая, 2024

В магазине главный – покупатель

Пожалуй, ни одна сфера не развивается в области так стремительно, как сфера услуг. Во всяком случае, именно это бросается в глаза, когда меняешь свой привычный маршрут по городу и попадаешь в микрорайон, в котором последний раз был, к примеру, год назад. Смотришь, здесь появился новый магазин, там открылся новый ресторан…
Накануне профессионального праздника – Дня работников торговли – корреспондент газеты «Советский Сахалин» Т. Вышковская встретилась с председателем комитета по промышленности и торговле Сахалинской области Т. Кончевой и расспросила  о том, что сегодня происходит в этой отрасли.
Рынок – это не базар
– Татьяна Александровна, как, с вашей точки зрения, меняется картина потребительского рынка области, какие тенденции сегодня существуют в торговой отрасли области?
– Торговля обретает современное лицо. Это касается прежде всего внедрения принципа самообслуживания в сахалинских магазинах. Помните, как было раньше? Вглядываешься в ценник на витрине за спиной продавца, лишний раз спросить у него что-то о товаре неудобно. Сейчас же у покупателей многих магазинов есть возможность взять товар с полки, спокойно, не торопясь изучить  информацию на упаковке продукта, сравнить с аналогичным по ингредиентам, способу приготовления. И выбрать, то, что больше устраивает.
Причем это всем выгодно – и покупателям, и торговым предприятиям. Потому что знаю по себе – заглянешь в магазин на пять минут за какой-то мелочевкой, а выйдешь через полчаса с полным пакетом.
Поэтому я думаю, что постепенно на эту  прогрессивную форму торговли  перейдет все розничное звено. Ведь посмотрите, как активно у нас реконструируются и модернизируются торговые предприятия.
– Возможно, в ближайшей перспективе в области появятся всемирно известные бренды, такие, как  «Рамстор», «Метро» и прочие столичные гиганты?
– Вот это вряд ли. Им интересны города с миллионным населением. Но это не должно нас огорчать – мы в состоянии  развивать местную сетевую торговлю. У нас она уже в общем-то есть. В Южно-Сахалинске, к примеру, появились приличные магазины торговой  сети «Островной» и «Столичный».
Насколько мне известно, у руководителей «Островного» есть желание продолжить строительство супермаркетов в микрорайонах. Чтобы  у их жителей была возможность делать покупки, не тратя время на дорогу в центр города. И это стремление предпринимателей мы должны только приветствовать.
Вы, наверное, знаете, что  в Южно-Сахалинске уже строится огромный развлекательный центр по типу московской «Меги». По замыслу компании, он должен стать центром досуга сахалинцев – здесь будут располагаться каток, различные магазины  и сервисные службы, кафе, кинотеатры и т. д. А это для нас тоже новый формат.
– Но это опять же в областном центре. А в районах что?
– В районах торговля тоже меняет свое лицо, что меня очень радует. Вот, к примеру, в Александровске-Сахалинском, Тымовском есть очень хорошие магазины. Богатый ассортимент товара. Грамотная выкладка – все очень современно. И цены, я вам скажу, вполне приемлемые.
Пять лет назад, когда мы впервые объявили областной конкурс «Золотой Меркурий»,  среди участников были представители только от областного центра. Сейчас круг участников конкурса расширился  до десяти районов, причем некоторые из них даже стали номинантами. И это показатель движения вперед.
справка
В первом полугодии  2007 года введено в действие, реконструировано и модернизировано свыше 100 предприятий торговли, общепита и сферы услуг.  Обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей сейчас составляет 401 кваратный метр, что на 38 проц. превышает установленный норматив.
Как обуздать цены?
– Недавно я для себя отметила любопытную деталь. Цена на фрукты в одном из супермаркетов чуть ниже, чем у продавцов на микрорынке.
– Ничего в этом удивительного нет. Сеть супермаркетов берет у оптовика большую партию товара и получает за это скидку. А маленькие магазинчики берут продукты по чуть-чуть и, естественно, без скидки. Все это отражается на розничной цене. Закон торговли – чем больше объем продаваемого товара, тем ниже цены.
– Конечно, покупательная способность людей растет. Но мы видим, что и цены не стоят на месте. Скажите, должны ли власти сдерживать их рост?
– У нас же сегодня рынок, и ни о каком государственном регулировании цен на товары и услуги мы просто не можем вести речь. И обязать предпринимателей снизить цены на те или иные продукты тоже не можем.
Торговля никаких финансовых вливаний от государства не получает. Предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности до 2004 года предоставлялись льготы по оплате электроэнергии, но сейчас их упразднили. Так что они раскручивают свой бизнес на свои средства, на свой страх и риск, и определяют такие цены на свои товары и услуги, которые позволяют держаться на плаву.
Другое дело, что с предпринимателями нужно вести диалог – что мы и делаем. Вот три категории социально значимых продуктов – хлеб первого и второго сортов, цельное молоко и рис, – которые должны быть доступными всем слоям населения. Поэтому мы нацеливаем предпринимателей не повышать цены на эти продукты.
– Но если расходы на производство растут, не могут же предприятия работать себе в убыток?
– Согласна. Я вот недавно была на собрании коллектива хлебокомбината. Встает пекарь, акционер предприятия, и задает мне примерно такой же вопрос. На что я ответила: у производителей хлеба есть возможность варьировать ценами. Ведь кроме этого продукта они выпускают целую палитру хлебобулочных изделий, кондитерку. Стоимость которых можно чуть-чуть и поднять. Такую же позицию мы отстаиваем и в отношении цельного молока.
– И находите у предпринимателей понимание?
– Пока нам это удается. Я вообще вам скажу, что, когда с людьми говоришь по-человечески, а не с позиции силы, они и понимают, и принимают то, что ты им говоришь. Ведь мы же нацелены на позитив.
Вот помните прошлогоднюю «рисовую» историю? Закрытие трех российских пограничных пунктов, через которые к нам шел китайский рис, спровоцировало покупательский ажиотаж. А из-за появления на рынке недобросовестных перекупщиков, цены на рис поползли вверх. Так вот, тогда нам удалось избежать серьезных последствий в первую очередь благодаря тому, что мы четко отработали этот вопрос с предпринимателями.
И ВКУСНЕЕ, И ВАЖНЕЕ
– По моим наблюдениям, сахалинская торговля стала активно продвигать местную продукцию. И, судя по всему, не без влияния вашего комитета.
– А это разве плохо? Я считаю, что любая территория развивается только тогда, когда там есть производство. Ведь это и рабочие места, и налоги, и в итоге – решение социальных проблем населения.
Вот поэтому я двумя руками за продвижение местной продукции. Хотя, конечно, официально обязать торговлю брать товары местных производителей не могу – это уже могут расценить как превышение должностных полномочий.
Но, скажу вам уже не как чиновник, производимые в области продукты быстрее попадают к потребителям, значит, они свежее, качественнее.
Возьмите, к примеру, молочные продукты, конфеты. Все они изготавливаются на натуральном сырье и потому, естественно, полезнее для здоровья. Да и в случае чего претензии известно, кому направить.
– Но вот рекламировать свою продукцию научились еще не все сахалинские производители.
– Вот поэтому мы и пытаемся состыковать прозводителей и торговлю. Проводим различные мероприятия – круглые столы, выставки, на которые приглашаем и тех, и других для того, чтобы они смогли наладить тесное сотрудничество.
– Результат есть?
– Знаете, руководители многих торговых предприятий открывают для себя новых поставщиков среди сахалинских производителей. И я в этом убеждаюсь, когда бываю в магазинах.
Обратите внимание, что ассортимент местной продукции представлен в розничной торговле уже достаточно широко. И покупателю есть из чего выбирать. Причем в некоторых магазинах для сахалинских продуктов даже отводят специальные места.
– Да, кстати, приезжие в особенности интересуются в первую очередь местной продукцией.
– Естественно. Мы же в Киеве предпочитаем покупать торт «Киевский», в Туле – тульский пряник и т. д. У каждой территории свои достопримечательности, в том числе свои товары и продукты.
А у нас это может быть не только икра-рыба, но и, к примеру, пиво, молочные и другие продукты.
Жаль, что никак не может ритмично заработать южно-сахалинский ликеро-водочный завод. Он сбился с ритма, а торговля не может ждать, и его нишу заполнили материковские прозводители винно-водочной продукции.
– Я уже видела производимую в Пензе водку под названием «65 регион» с островом Сахалин на этикетке.
– А ведь ее мог выпускать сахалинский ликеро-водочный.
ЧТО МОЖЕТ ВЛАСТЬ
– Когда власти настаивали на закрытии китайских рынков, люди высказывали опасения, что ничем хорошим это не кончится.
– На самом же деле население осталось в выигрыше. Смотрите, из 77 рынков сейчас работает 50, но зато за прилавками теперь не мигранты, а российские граждане. Порядка на рынках стало больше.
Другое дело, что федеральный закон обязывает управляющие компании построить к 2010 году стационарные рынки, то есть капитальные здания. И если в областном центре и других городах юга острова это, конечно, будет, то, к примеру, в Томари, Макарове или Смирных вряд ли. Поэтому мы прогнозируем сокращение численности рынков. Но это опять же никоим образом не отразится на населении. Там, где не будет капитальных строений, рекомендовано проведение ярмарок.
– С рынками понятно, а вот на оптовых базах сегодня проблем не меньше.
– И оптовыми базами занимаемся. Я сама не один раз была на базах в Южно-Сахалинске и знаю положение дел.
На сегодня здесь стационарных складов меньше, чем потребности в них. Поэтому продажа товаров и продуктов идет и из контейнеров. В общей сложности их около 1500 штук.
Что делать – взять их всех и закрыть? Но это означает в один день потерять около
3 – 4 тысяч рабочих мест.
Мы обсудили эту ситуацию с федеральными контролирующими службами и приняли решение выдать предписание предпринимателям до 1 августа провести реконструкцию контейнеров. Чтобы для организации продажи товаров были соблюдены все санитарные, противопожарные и прочие нормы.
– Прибегли к щадящему методу?
– Ну, надо же быть реалистами. И за каждым шагом видеть, «чем наше слово отзовется». Я вообще убеждена, что власть должна в первую очередь создавать условия для того, чтобы предприятия могли эффективно работать. И чиновники на это должны быть нацелены.
Когда меня назначили руководителем комитета, я собрала специалистов и высказала свою позицию: наша задача – оказывать помощь предприятиям. Обратился в комитет человек, не футбольте его по кабинетам. Выслушайте, разъясните, проконсультируйте, дайте совет. Люди должны встретить в лице чиновника благожелательность, а не черствость и равнодушие.
Я сама не считаю зазорным, если есть возможность, отложить в сторону бумаги, принять посетителя, даже если он пришел к нам и в неприемный день. И нередко бывает: отказываешь ему в решении какой-то проблемы. Но при этом объясняешь почему и говоришь, что следует предпринять. И человек уходит довольный от такого общения.
– А как строятся взаимоотношения между разными уровнями власти, к примеру областной и муниципальной?
– Мы работаем в тесном контакте. Но не буду лукавить; не всегда наши оценки по тому или иному вопросу совпадают.
Я, например, не могу согласиться с тем, что муниципальные образования предпочитают сдавать в аренду свои помещения сроком на 11 месяцев. И на протяжении последнего года пытаюсь убедить их в нецелесообразности такой практики.
Недавно спрашиваю одного из мэров: будь вы на месте предпринимателя, вложили бы свои деньги в ремонт фасада задания, благоустройство прилегающей к нему территории, если бы оно было у вас в аренде всего 11 месяцев? И не было бы гарантии того, что через это время с вами не расторгнут арендный договор?
Конечно бы, не вложил! И предприниматели при таких условиях вкладывать средства в ремонты не будут. Так что если мы не решим этот вопрос – порядка не навести.
Другой вопрос – продажа торговых площадей по конкурсу.
– Вы, наверное, имеете в виду магазин технической книги в Южно-Сахалинске?
– Вы знаете эту историю? Да, я уже не могла не вмешаться. Понимаете, сегодня книгами торгуют, можно сказать, на каждом шагу. Но какими книгами – романчиками, детскими сказками и, может, быть, школьными учебниками. А вот купить специальную литературу, профессиональные справочники на Сахалине проблема. И сделать это можно, пожалуй, лишь в единственном в области магазине технической книги. А он попал в перечень объектов, выставленных на продажу по конкурсу.
Мы долго вели переговоры с мэрией, на защиту магазина встала общественность. И совместно нам удалось принять правильное решение – помещение с торгов сняли.
Теперь вот в идентичной ситуации находятся другие южно-сахалинские предприятия – кафе «Русская кухня», магазин «Оптика».
– Татьяна Александровна, а если вернуться к облику нашей островной торговли. Какой бы вы хотели ее видеть в ближайшей перспективе?
– Построенные торговые центры должны обрести свое лицо. Сегодня они пока мало чем отличаются друг от друга – один и тот же товар, скучающие продавцы, отсутствие широкого ассортимента услуг. И я бы поставила перед предпринимателями задачу найти свою фишку.
Кроме того, я надеюсь, что цена предлагаемых торговлей товаров будет адекватна их качеству. Над этими вопросами мы и будем работать.
досье
Кончева Татьяна Александровна окончила торговый техникум и институт по специальностям  товароведа непродовольственных товаров и экономиста.  Профессиональную карьеру начала с ученика младшего продавца. Несколько лет отработала за торговым прилавком, затем в горкоме комсомола – зав. орготделом, первым секретарем Октябрьского горкома ВЛКСМ. В конце 90-х годов успешно занималась предпринимательством.
Сейчас  возглавляет областной комитет по промышленности и  торговле.
справка
Из числа зарегистрированных  в области малых предприятий 37 проц. работает на потребительском рынке, в том числе свыше 6 тыс. предприятий розничной торговли и общественного питания, более 600 оптовых фирм. В них трудятся около 40 тыс. человек. Отрасль дает около 4 проц. доходов в консолидированный бюджет области.
справка
Если в 2000 году объем розничного товарооборота составлял 8,3 млрд. рублей, то в 2006 году он вырос до 43,6 млрд. рублей. За первое полугодие нынешнего года на территории области уже продано товаров на сумму свыше 23 млрд. рублей. В среднем на каждого жителя приходится покупок на сумму 38 тыс. рублей.  По прогнозам, годовой товарооборот может достигнуть уже 50 млрд. рублей.
справка
В макроструктуре оборота розничной торговли снижается удельный вес продовольственных товаров (42,7 проц.) с перераспределением в пользу непродовольственных (52,8 проц.)
P. S.
Вчера на торжестве в Южно-Сахалинске по случаю профессионального праздника – Дня работников торговли – были названы победители очередного конкурса «Золотой Меркурий». Среди предприятий лучшими признаны магазины «Островной-2», «Спортландия», ресторан «Рубин» (Санта Ризот отель), кафе «Городок» из Южно-Сахалинска, торговый дом «Гермес» (г. Александровск-Сахалинский), «Популярное кафе Сахалина» (г. Невельск).
В номинации «Лучший менеджер» победителями признаны южносахалинцы – генеральный директор группы компаний «Мега» Ан Хва Дя и генеральный директор сети магазинов «Столичный» Е. Молодцов.
Поздравляем!

Предыдущая статья
Следующая статья
ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ