Вектор движения. В 2020 году птицефабрика «Островная» закроет потребности Сахалина в яйце и мясе птицы почти на 100 процентов

189

Покупатель — субъект привередливый, ему продукты питания непременно самые лучшие подавай. Да он вообще ничего с прилавка не возьмет, пока товарный стикер наизусть не выучит.

Довольно трудно сегодня новый продукт продать. Немало времени пройдет, прежде чем покупатель к новинке привыкнет.

Лучший маркетинг — это качество
Летом прошлого года на сахалинских прилавках появились куриные яйца непривычного цвета — кремового. И почти сразу же стали любимым блюдом у энного количества горожан.

Новый продукт в упаковке с надписью «Эко-кремовое» пополнил коллекцию брендов, разработанных на птицефабрике «Островная». Это «Эко-витаминное», «Эко-иодированное» и «Эко-золотое», каждое со своим особым вкусом.

Сегодня птицефабрика «Островная» — в числе ведущих госпредприятий, которые решают проблему продовольственной безопасности нашего региона.

Ежегодно она поставляет островитянам 120 миллионов штук яиц и 2 000 тонн мяса птицы.  Вроде бы много, но это лишь на первый взгляд. В общем количестве сельхозпродукции, ежегодно потребляемой сахалинцами, вклад птицефабрики «Островная» пока что чересчур большим не назовешь.

Значительная часть продовольствия поступает на Сахалин с материка. Почти в любом магазине можно купить тушку бройлерного цыпленка или десяток куриных яиц, доставленных на остров, в частности, из Приморского края и Амурской области.

Другое дело, привозное яйцо не попадает в разряд диетических продуктов: больно долго с материка ехать.

Диетический же продукт должен быть реализован в течение семи суток после его получения на птицефабрике, на восьмые сутки он автоматически переходит в разряд «яйцо куриное пищевое столовое первая категория».

Так что диетический продукт можно приобрести лишь у местного товаропроизводителя. И в этом безусловное преимущество птицефабрики «Островная» перед конкурентами из соседних регионов.

Универсальная «вилка»
В том, что столовое яйцо, да еще нескольких категорий, нам доставляют с материка, нет ничего зазорного. Во всяком случае, это не самый плохой вариант для утренней глазуньи.

Но вот что интересно. В торговой наценке на привозную продукцию логистика  занимает самый высокий процент. И тем не менее, продукция птицефабрик до нас исправно доезжает. В чем же дело?

Традиционно куриное яйцо в России реализуют поштучно.

Существует государственный стандарт (ГОСТ), согласно которому вес яйца, например, первой столовой категории должен быть в пределах 55,0 – 64,9 грамма.

Таким образом, десяток яиц этой категории может весить 550 граммов, а может и 649. Чувствуете разницу?

Еще больше эта разница заметна с учетом торговых масштабов. На одной стандартной коробке яиц (3600 штук) за счет  весовой «вилки» покупатели регулярно недополучают 64,8 условного яйца, хотя формально никто их в магазине не обманывает.

Покупателям продают ровно 3600 штук, хоть на пальцах пересчитывай.

Если иметь в виду, что ежедневно в наших магазинах реализуют десятки и сотни коробок привозных яиц, на весовую «вилку» начинаешь смотреть несколько иными глазами.

И не удивляешься тому, что даже при «длинной» логистике оказывается выгодно привозить такую продукцию с материка.

Кстати, в некоторых зарубежных странах, — например, в близком от нас Китае, — куриное яйцо продают не поштучно, а на вес. И правильно делают.

В конечном счете, человеческий организм получает питательные вещества не из государственного стандарта, а из весового количества куриного белка и желтка: как говорится, чем больше, тем сытней.

И никакими другими критериями, кроме как весовыми, товарную цену этого продукта в пределах одной категории не нормируешь.

Об этом вряд ли кто думает, даже покупатель. Однако при выборе товара он сначала посмотрит на ценник, а затем непременно заглянет в упаковку, на глазок оценивая вес яйца.

Принесет покупку домой, и все хорошо. Никакие граммы и допуски считать не хочется.

От Анивы до Охи
Директор птицефабрики «Островная» Сергей Добреля приезжает на предприятие каждый день, выходных и праздников у него практически не бывает.

Работники птицефабрики давно привыкли к таким посещениям и совершенно этому не удивляются.

Вот и в тот день, когда я побывал на предприятии, появление директора в птичнике, на сортировке или складе воспринималось как нечто само собой разумеющееся.

Разве что присутствие постороннего вызывало у работников мимолетный интерес. А на большее просто не было времени: каждый занимался своим делом.

На птицефабрике «Островная» технология производства давно уже отработана на каждом этапе, начиная от выращивания цыплят в инкубаторе и заканчивая подготовкой куриных тушек в убойном цехе.

Для впечатлительных натур знакомство с предприятием лучше всего ограничить промежуточным этапом — например, заглянуть на птичник (их на предприятии шесть).

Именно отсюда поступает основной продукт предприятия— куриное яйцо, которым птицефабрика «Островная» снабжает практически весь Сахалин — от Анивы до Охи.

… Птичник с бесконечно длинным рядом клеток, установленных в несколько ярусов, встречает нас куриным кудахтаньем на тысячу голосов. Судя по лоткам, заполненным свежеснесенными яйцами, производство полезного продукта идет полным ходом.

Для производства столовых яиц наличие петуха ни к чему. Тогда что же здесь, в крайней клетке и в гордом одиночестве, этот красавец с гребнем делает?

— А это есть такое поверье: в птичнике необходимо иметь хотя бы три-четыре петуха, — объясняет Сергей Михайлович.

— Ни одна опытная птичница не примет кур под постоянный присмотр, если не рассадит петухов по боковым клеткам. Это вроде как без мужика курам в птичнике делать нечего, — с улыбкой добавляет он.

— А вообще присутствие петуха имеет чисто практическое значение: при плохом качестве корма цвет гребня у петуха изменится, что сразу же будет замечено птичницей.

В каждом птичнике установлена сортировальная машина, которая отбирает яйцо по размеру и весу. По транспортеру продукт подается на отбраковку и укладку.

Анастасия Савчук занимается этим уже семь лет. Восемь часов подряд она отбирает и раскладывает чистое  сортовое яйцо отдельно, а загрязненное и сечку (с трещиной на скорлупе) — отдельно.

За смену через руки укладчицы проходит до 40 000 яиц.

— Работа у нас монотонная, конечно, но мне она не надоедает, — говорит Анастасия.

Все правильно. Не работа нас выбирает, а  мы выбираем свою работу.  Здесь главное, как к ней относиться и что от нее ожидать…

Отсортированное яйцо укладывается в коробки и отвозится на склад. А дальше дело за представителями областной торговли.

—Сегодня выходной день, и за готовой продукцией приезжают только из наших торговых точек, — говорит работник склада Раиса Фетисова.

— А начиная с понедельника, машины подходят одна за другой. Много продукции уходит в Ноглики и Оху — берут сразу по 300 коробок.

Постоянно отгружаем яйцо в Тымовск, Макаров, Поронайск…

О рационализаторстве
Опытного производственника узнаешь сразу: о чем бы ни зашел разговор, он непременно сведется к технологиям.

Вот и директор птицефабрики «Островная» Сергей Добреля из тех, кто воспринимает современное производство как постоянное движение от хорошего к лучшему, технически более совершенному.

Он ведь и сам с ранних лет стремился к новым знаниям. После окончания сельхозтехникума начинал с должности машиниста конвейера, затем стал начальником цеха, потом главным инженером…

Так и шел от должности к должности. На птицефабрике работает уже 25 лет, из них 15 —директором.  

—Сегодня приходится не просто выпускать продукцию, а думать о снижении себестоимости, повышении качества, улучшении маркетинга.

Наше безусловное преимущество — «короткая» логистика, это дает возможность вести привлекательную для покупателей ценовую политику. Этого требует сегодняшний день, — рассказывает Сергей Михайлович.

— Однако мы стараемся не забывать и то лучшее, что существовало на предприятии в эпоху плановой экономики. Возьмем рационализацию: разве было плохо, когда о рентабельности производства думали не только экономисты и бухгалтеры, но и  технологи, операторы?

Тогдашнее руководство фабрики поощряло рационализаторов, поскольку они приносили предприятию реальную пользу. Вот это движение мы начинаем у себя развивать, и думаю, совершенно правильно делаем.

Тут же следует пример — убойный цех. Построенный в начале 60-х годов, он даже в лучшие времена больше 3,5 тонны продукции за смену не выдавал.

Местные рационализаторы увеличили выход продукции вдвое, не нарушая при этом технологии (на предприятии с этим строго). В чем секрет?

В более совершенной логистике, увеличенных ваннах для тепловой обработки тушек, повышении скорости конвейера и так далее.

Все хорошо, вот только конвейерное производство имеет свою ахиллесову пяту — естественный износ металла.

Регулярно менять фрагменты — не лучший вариант: это неизбежные остановки конвейера и соответствующие убытки. Впрочем, выход из ситуации давно найден — это новый убойный цех.

Здание уже построено, подведен газ, в январе будущего года начнется монтаж оборудования. А там уже и до пуско-наладочных работ недалеко. Новый цех планируют запустить летом будущего года.

От кормоцеха до конвейера
— Практика современно производства показывает, что предприятие должно иметь не одно, а хотя бы два-три направления, — говорит Сергей Добреля.

— Взять такой факт: в летнее время реализация яйца у нас падает примерно на 40 процентов. Значит, надо этот сбытовой провал как-то компенсировать, например, выпуском новых видов продукции.

Три года назад мы начали объемную реконструкцию нашей птицефабрики. Сделано уже много, однако работа еще не закончена.

Новые производственные корпуса, в которых разместится в том числе и дополнительное производство, мы должны сдать в эксплуатацию в сентябре 2020 года.

Список объектов, уже построенных или капитально отремонтированных, впечатляет. Это тот же убойный цех, кормоцех, очистные сооружения, плюс инфраструктура — водоснабжение, газоснабжение, канализация…

Отдельно от основного проекта строится цех по утилизации. В нем будут перерабатываться отходы бройлерного производства в биомуку с содержанием белка 27 – 34 процента. 

Монтаж оборудования уже завершен, ведутся пуско-наладочные работы.  

Однако главное все же производственные цеха. Например, новое помещение для выращивания цыплят, оснащенное  немецким оборудованием.

Здесь предусмотрено все, чтобы выращивать цыплят от рождения до 90 дней. Не забыта даже специальная мелкоячеистая сетка, которой выстилают клетки — для того, чтобы птенцы не сломали ножки.  

А это здание нового склада для сортировки и хранения яйца. Сейчас эти операции выполняются отдельно в каждом птичнике, с вводом же в строй специального  конвейера все сосредоточится на одной площадке.

Казалось бы, нет проблем установить этот самый конвейер, но это в том случае, если птичники выстроены в одну линию. Здесь же птичники установлены в два ряда, поэтому нужны специальные переходы, а их производитель конвейеров не изготавливает.

Необходим и воздуховод, который позволил бы работать конвейеру и летом, и зимой. От птичника до склада яйцо путешествует больше часа и не должно ни перегреваться, ни переохлаждаться.

Словом, трудностей хватает. И приходится их преодолевать.

Сказать — и сделать
— Строительство идет сложно, не скрою. Слишком много специфики, в которой свободно себя чувствует отнюдь не каждый подрядчик.

И здесь надо отдать должное нашим специалистам: мы все же сумели найти общий язык с подрядчиками. Не стоит говорить, каких трудов нам это стоило. Однако проблема все-таки была решена, и это главное.

Да по-другому и быть не могло. Ведь наша задача, задача всего коллектива — добиться того, чтобы у нас все работало,  — добавляет директор.

С вводом в эксплуатацию новых цехов и выходом обновленного предприятия на проектную мощность птицефабрика будет выпускать ежегодно до 6 000 тонн мяса птицы.

Это охлажденная продукция, нарезка, копченые изделия, полуфабрикаты… и конечно же, товарное яйцо.

С развитием дополнительного направления появится возможность регулировать выход этого вида продукции и не терять прибыль в летнее время года — период массовых отпусков.

Сегодня на предприятии работает 420 человек, с вводом в строй новых объектов количество специалистов увеличится до 540 – 550 человек.

Птицефабрике потребуются технологи по кормопроизводству, операторы по выпуску комбикормов (планируется производить корма не только для себя, но и для частного сектора), технологи по переработке мяса, обработчики птицы, специалисты по копчению и производству полуфабрикатов…

Новая качественная продукция, дополнительные рабочие места.

Возможность на 96 – 98 процентов закрывать потребности Сахалина в яйце и мясных изделиях. И это все птицефабрика «Островная». Такой она должна стать менее чем через год.

Сергей ЧЕВГУН.