Вторник, 21 мая, 2024

Запевала

Раиса Алексеевна Смирнова, участница трудового фронта и ветеран хорового искусства на Сахалине, из тех людей, которые в любой дружеской компании сразу становятся ее душой. Она и песню запоет, и пародию на звезду шоу-бизнеса представит, иногда и погрустит, но виду не подаст.
Без отца
и матери
Уж как нелегко приходилось в войну таким, как она – сиротам, а стоило запеть «Вставай, страна огромная!», и откуда-то бралась уверенность, что все преодолеем, и война эта проклятая закончится, и наступит совсем другая, счастливая жизнь.
– В нашей семье все пели, – рассказывает Раиса Алексеевна, – особенно моя бабушка Пелагея. Своим чистым высоким голосом она пела русские народные песни, и я многому научилась рядом с ней.
Раиса Алексеевна родилась в 1928 году в городе Егорьевске Московской области. В тринадцать лет осиротела. В апреле 1941 года не стало мамы, а в июне ушел на войну отец. Алексей Васильевич Смирнов, как партийный работник, лишь только получил повестку из военкомата, тут же собрался на фронт. А потом родным пришло извещение, что в боях под Ельней он пропал без вести.
Раису и ее старшего брата Леонида взяли к себе бабушка и дедушка. Они жили в Коломне в большом доме из пяти комнат, при котором был сад. Брат учился в ремесленном училище, позже трудился на коломенском механическом заводе. А Рая заканчивала школу. Она влюбилась в старинный город, в его церкви с куполами и сады.
У токарного станка
Через два года ее направили в ремесленное училище № 30 при станкостроительном заводе имени К. Ворошилова. В войну на заводе делали снаряды и мины.
– Сначала я точила молотки, – вспоминает Раиса Алексеевна, – а когда выучилась на токаря и получила третий разряд, стала точить сложные детали, в том числе болванки для мин. Работала на станке с тремя тисками, потом на станке-полуавтомате, который делал множество операций.
Таким девушкам, как она, в 1943 году было не больше пятнадцати – семнадцати лет, но война рано сделала их взрослыми. У станков стояли до изнеможения, замерзшие, голодные, не в силах дождаться, когда же мастер крикнет: «Перерыв!». Однажды у одной из девушек коса намоталась на болванку, хорошо, станок успели вовремя остановить.
От времени, отведенного на обед и отдых, девчонки урывали несколько минут на сон, бежали в теплое местечко – к трубе отопления в туалете – и, сбившись в стайку, как воробышки, мгновенно засыпали. А потом опять поднимали тяжелые болванки, устанавливали их на станки, обтачивали внутри и снаружи – «точили мины», как говорит Раиса Алексеевна. По ночам город нет-нет да бомбили, и они с ребятами из соседней группы токарей тушили фугаски.
А ведь война пришлась на их юность, время первой любви. Жил в Коломне симпатичный паренек по имени Анатолий, с которым Раиса встречалась. Он тоже был сиротой, учился на слесаря. Но, видимо, не ее это была судьба…
На Сахалине
В 1948 году она уехала в новообразованную Сахалинскую область вместе с семьей своего дяди, брата матери. Здесь училась в лесотехникуме на бракера-приемщика. Однако поработала по этой специальности совсем немного. Знакомые переманили ее в областной центр.
Раиса Алексеевна вышла замуж за военнослужащего, родила дочь Татьяну. Все было бы хорошо, но поехали в отпуск, и там Раиса Алексеевна разошлась с мужем, не простив ему ошибки молодости. Вернула себе девичью фамилию и больше никогда не выходила замуж. Она и сейчас не считает, что тогда погорячилась. А впрочем, кто может знать, что у этой стойкой, закаленной в войну женщины на сердце?
Раиса Алексеевна работала заведующей складом в управлении снабжения и сбыта облисполкома. Затем перешла на комбинат кожаной и резиновой обуви. Дочь она воспитывала одна. Было трудно. Но в жизни ей помогала любовь к русской песне. Татьяна потом даже пела вместе с мамой в сахалинском народном хоре. Да и внучка Оля тоже выросла на песнях бабушки.
Шесть лет Раиса Алексеевна занималась в хоровом коллективе при Доме офицеров, администрация которого неоднократно награждала ее почетными грамотами и денежными премиями за высокое исполнительское мастерство.
«Без хора
не могу жить!»
В 1966 году на базе хора русской песни был создан сахалинский русский народный хор под руководством композитора Владимира Наумова. В новом коллективе Раиса Смирнова пела 25 лет, и соло, и в дуэтах, и в ансамблях.
– Репетировали три-четыре раза в неделю, – рассказывает она. – У нас была строгая дисциплина. Стоило кому-то загулять, пропустить занятия, Владимир Николаевич такого сразу выводил из состава невзирая на таланты и прежние заслуги.
Потому и прославился этот коллектив не только на Сахалине. В нем насчитывалось более ста человек, в большинстве своем молодежь. И репертуар был немалый: более ста хоровых произведений и обработок. Их еще называли «хором Леонова». Бывший в то время первым секретарем обкома КПСС П. Леонов гордился «своими» хористами, частенько бывал на концертах, на репетициях. Они объездили весь Сахалин, побывали на Курилах, стали лауреатами российских фестивалей.
Раиса Алексеевна хранит нагрудный знак Всероссийского хорового общества, который ей, как и остальным участникам хора, вручали в Москве. Предыстория этого знаменательного в ее жизни события такова. В начале семидесятых годов приехала на остров министр культуры Екатерина Фурцева, услышала, как здесь поют, и пригласила коллектив в столицу. Вот что писал о хоре в 1974 году самый популярный тогда журнал «Огонек»:
«С искусством самодеятельных артистов познакомились, кроме москвичей, зрители Ленинграда, Ялты, Севастополя, Феодосии, Симферополя, Волгограда… Гастрольные выступления сахалинского народного хора заслужили высокую оценку. Это позволяет надеяться, что коллектив может стать первым профессиональным хором на Дальнем Востоке».
К сожалению, после отъезда из области В. Наумова прежний состав хора распался. Но его бывшие участники и сейчас продолжают петь, кто в казачьем хоре «Воля», а кто, как Раиса Алексеевна Смирнова, в народном хоре ветеранов «Русская душа». По сей день узнают ее на улицах, подходят, благодарят. В такие минуты она ощущает себя особенно счастливой. Ведь в душе она по-прежнему коломенская девчонка-запевала, отзывчивая на добро, готовая поддержать и в беде, и в радости.
Д. ТАИТОВА.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ