Пятница, 26 апреля, 2024

«…Через сто лет будет похож». Выставка

Бронислав Тамулевич.

В областном художественном музее открылась выставка хабаровского художника Бронислава Тамулевича, мастера акварели и карандашного рисунка, блестящего графика и дизайнера, участника международных, российских, зональных, краевых, городских и персональных выставок. Его работы представлены в музеях и частных галереях в России и за рубежом. Автор многочисленных выставочных и музейных экспозиций: художественной концепции музея города Хабаровска, зала второй мировой войны в Сахалинском областном краеведческом музее, Невельского историко-краеведческого музея.

Тамулевич любил Невельск, часто приезжал для работы над экспозициями местного музея, на обжиг керамики под открытым небом. Город отвечал ему взаимностью, подарил ему множество друзей и встреч с прекрасными людьми и вдохновлял на творчество.

На выставке представлены акварельные пейзажи и портреты, карандашные рисунки мастера. Его яркая и эмоциональная акварель точно передает впечатление от знакомых каждому состояний природы: отражения в осенних лужах, блики солнечного света, пробивающиеся сквозь листву деревьев в солнечный день, морская волна, с шумом разбивающаяся о камни, мокрая дорога, пахнущая весной. Художник страстно любил все проявления природы и отразил их в своих работах.

Художник рисовал многих друзей и знакомых. Часто рисовал за разговором в мастерской, за чашечкой кофе, когда человек раскрывается и становится самим собой. Его портреты всегда живы и подвижны, изменчивы и узнаваемы. Они говорят о виртуозном владении техникой карандашного рисунка и замечательной школе. Учился Тамулевич у известного хабаровского графика Дмитрия Романюка.

“Кофе в мастерской художника”. 2016. Бумага, гелевая ручка.

Работая в технике акварели по сырому, большими кистями на крупных форматах, художник мастерски кладет каждое пятно и линию. Тут ничего нельзя исправить. Все с первого раза. Если не попадешь в десятку – работа испорчена. Для такой живописи необходима твердая база рисунка и умение концентрироваться в нужный момент на впечатлении. Ничего не должно отвлекать. Мастер писал быстро и точно, внешне легко, часто за полчаса. Но перед этим делал много этюдов. А выставлялась на суд зрителей самая удачная работа.

Как рассказала организатор выставки Светлана Тамулевич, пейзажи художника всегда контрастны, в них есть напор, темп исполнения. Часто начинал писать пейзаж под впечатлением чего-либо, потом переворачивал работу вверх ногами и делал, например, из моря лес. При этом в акварель добавлялись нитрокраска, пастель, акрилы – все, что есть под рукой. Это и есть смешанная техника. Работа для него – управление случайностями. Нередко ситуация уходила на второй план, а на первый выходил материал.

В разговорах в мастерской Тамулевич отмечал, что с удовольствием рисовал детей, когда они заняты своим делом. Отмечал, что пластика у ребятни удивительная. Каждый портрет требовал своей фактуры. Внешнее сходство тоже немаловажно. А модели говорил: «…Через сто лет будет похож».

“Девушка, сидящая в пальто”. 1998. Бумага, английский карандаш.

«В чем очарование работ Бронислава Тамулевича? Нравится ему рисовать, – отметила Светлана Тамулевич. – По-детски счастлив он, когда отдается работе, а мы, зрители, ощущаем отголоски его счастья в своей душе. В искусстве главное – послевкусие, которое остается после общения с картиной. Это – аромат личности автора».

Бронислава Тамулевича не стало в 2017 году. Но остались его прекрасные, наполненные жизнью и светом работы.

Л. БЕРКОВИЧ.

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ
баннер2

СВЕЖИЕ МАТЕРИАЛЫ