КАФЕДРАма и комедия. Фестиваль театральной самодеятельности

Сцена из спектакля "Жажда" (поронайский театральный коллектив "Антракт").

Сцена из спектакля “Жажда” (поронайский театральный коллектив “Антракт”).

Первый фестиваль «КАФЕДРАма» по инициативе областного центра народного творчества прошел в Южно-Сахалинске. Его причудливое название организаторам подсказала мысль Николая Гоголя: «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра». И если раньше просто радовались самому факту выживания некогда популярного народного театра, в котором самозабвенно играла рабочая и служащая молодежь, то сейчас, по всей видимости, настало время продвигаться по стезе совершенствования.

Количественно дебютная КАФЕДРАма была скромна (семь спектаклей из шести населенных пунктов Сахалина – Охи, Поронайска, Ноглик, Холмска, Александровска-Сахалинского и Южно-Сахалинска), но объективно показала, чем живет сахалинская самодеятельность. Драмы было немного, большая часть показанных постановок во «взрослых» народных театрах создана в жанре незатейливой комедии, которой легко добиться добродушных аплодисментов от зрителя. В нескольких спектаклях исполнители дебютировали на фестивальной сцене, и можно представить степень их волнения. Сей пестрый мир театра довольно сложно ранжировать, а потому на первый раз обошлись без конкурса. Хотя и без того понятно, что сложно соперничать с такими многолетними лидерами, как охинские «Затейники» Ларисы Невзоровой или холмский театр под руководством Татьяны Михайловой, а, участвуй театр Аллы Хуташкеевой из Анивы, конкуренция была бы еще жестче.

Обилие комедий в афише в данном случае не говорит о приоритетах, случаются (и получаются) у театров серьезные работы. Хотя, безусловно, режиссерами, берущими в работу сочинения раскрученных во всем мире комедиографов вроде Дарио Фо и Марка Камолетти, двигали благие намерения, и по мере возможности они старались добраться до зерна литературной основы.

Например, «Счастливый билет» Дарио Фо в постановке Галины Ивашиной (театр имени Андрея Губера, Южно-Сахалинск) из жизни дворянства и их плутоватых слуг по образцу Фигаро наводит на грустную мысль о том, что только случайная денежная удача возносит на пьедестал поклонения домоправительницу Маркольфу, доселе никому не интересную. Несмотря на то, что сложнейший жанр фарса стопроцентно соблюсти не удалось, зрители оценили искренность и усердие актеров в воплощении бурных итальянских страстей.

О цене славы и подлинности любви рассказал и александровск-сахалинский народный театр имени Людмилы Россовой, колыбель сахалинской Мельпомены, который обратился к излюбленному сюжету «театр в театре» в комедии Марселя Митуа. В спектакле «Странный мир театра» ученики Геннадия Подернева приоткрыли закулисье своей профессии, когда грань между сценой и жизнью часто размывается и ненатуральные страсти мешают сохранять искренность в отношениях. Искусство по-прежнему требует терпения – для театралов Александровска-Сахалинского, после пожара Дома культуры лишившихся репетиционной базы, размышления о превратностях своего хобби особенно актуальны.

«Боинг-боинг» взлетел в постановке театральной студии «Зеркало» под руководством Лилии Вологдиной из Ноглик. И студия молода – всего три года существует, и ее участники впервые участвуют в фестивале, так что ногликская Мельпомена в стадии взросления. Первой в «Зеркале» поставили «Мышеловку» Агаты Кристи, в мае обещают представить премьерный спектакль «Восемь любящих женщин». Мечтают ставить со временем и более драматические произведения, и сказки для детей.

Охинцы уже на многих сценах проверили безоговорочный успех своей «книги джунглей» – спектакля «Время полной луны» по пьесе Андрея Гуркова. Яркий, зрелищный спектакль Ларисы Невзоровой синтезирует все возможные эффекты (музыка, свет, пластика) и идеально отражает романтическую устремленность юности, ее максималистское желание постичь смысл и законы жизни. Будучи четверть века у руля «Затейников», которые сегодня определяют театральное лицо Охи, Лариса Невзорова чутко слышит своих студийцев и воплощает энергию юности в мудрые и нескучные дела.

Сугубо авторский эксперимент высокого внутреннего напряжения от режиссера Татьяны Ильченко показал ее театральный коллектив «Антракт» («все в антракте отдыхают, а мои дети работают»). В пластической фантазии «Жажда» она заложила давно выношенные мысли об искушении человека – тема, волновавшая философов начиная с античности. В пасхальные дни самое время вспомнить о том, как много человеку дано свыше для гармонического существования, но как часто он проигрывает в противоборстве своей же жажде славы, «золотого тельца» и власти. Столь своевременный мессиджоб экологии души Татьяна Ильченко, обожающая хореографию, зашифровала в огневые вихри танца под музыку «Энигмы», Стинга, групп «Пинк Флойд», «Грегориан», которых подросткам уже приходится открывать заново. А сейчас ее увлекла славянская мифология. Легенда о Деннице, полуденной заре, сподвигла на создание представления «Во времена Руси медвежьей», которое разыграют актеры «Антракта» и другого ее коллектива – театра кукол «Дети времени»…

Интересной была и офф-программа фестиваля, в рамках которой состоялись тренинги для актеров, проведенные приглашенными специалистами. Открытым мастер-классом современной пластической драмы стал спектакль Физического театра PG PROJECT «Chuma21» по экзистенциалистскому роману Альбера Камю в постановке Сергея Медведева. А худрук Хабаровского краевого музыкального театра, завкафедрой режиссуры и актерского мастерства Хабаровского института культуры Сергей Листопадов, не первый год помогающий сахалинским театралам, проводил «анатомию» каждого спектакля. Она наглядно показала: режиссер – профессия не только творческая, но и мужественная, это свойство неоспоримо, чтобы достойно принять публичный и очень честный «разбор полетов». По словам С. Листопадова, КАФЕДРАма оставила двойственное ощущение. С одной стороны, как показывает статистика, кризис в театре наступает каждые двадцать лет, и к этому надо быть готовым. С другой – основания для оптимизма есть, потому что есть руководители театральных коллективов, которые готовы провести «работу над ошибками» и расширять границы установленного. Будет ли им классика опорой или современные тексты, не так важно, главное – наличие «вольтовой дуги» между сценой и залом. «Театр только тогда имеет право называться театром, если он актуален», – сказал Сергей Листопадов. Такая планка в равной мере задается и для профессионального театра, и для самодеятельности.

И. СИДОРОВА.

89 Все просмотры 4 Просмотров за день