Выставка «Маяки Сахалина и Курильских островов» открылась в Южно-Сахалинске

145
Маяк Жонкиер в 1890-е годы. Проект размещения и чертежи сооружения подготовил инженер-подполковник К. Леопольд.

Экспозиция открыта в музейно-мемориальном комплексе «Победа».

Она рассказывает об истории маячного строительства в регионе.

Первый маяк, обеспечивающий безопасность мореплавания, возведен на территории русского военного поста Дуэ в 1864 году. Это была деревянная башня, оснащенная масляными горелками.

После этого на протяжении 120 лет маяки на Сахалине и Курилах сооружались русскими, японскими и советскими инженерами.

Отчего маячная архитектура представляет собой причудливое смешение различных стилей и направлений.

За это время на Сахалине было построено 75, а на Курилах 27 световых маяков, светящихся навигационных и створных знаков.

Световой отражатель маяка Слепиковского. 1950-е годы.

В настоящее время на 22 маяках трудятся люди, остальные действуют в автоматическом режиме. Схема расположения маяков представлена на схематической карте региона.

Первые сооружения оснащались масляными лампами с посеребренными отражателями. В 1890-х годах стали устанавливать керосинокалильные горелки с линзами Френеля.

На смену им в начале ХХ века пришли ацетиленовые горелки с солнечными клапанами, позволившие строить автономные световые маяки.

Первый такой маяк был возведен на скале Камень Опасности в 1928 году.

Массовое строительство маяков началось после второй мировой войны. Только в 1966 году на Южных Курилах было построено 6 светящихся навигационных знаков, работавших на аккумуляторных батареях.

На выставке можно увидеть подлинные предметы и оборудование сахалинских и курильских маяков, а также фотографии и схемы сооружений. Рассказывается о служителях маяков.

Уникальные экспонаты представила гидрографическая служба Тихоокеанского флота. Экспозиция дополнена живописными картинами местных художников на морскую тематику.

Старые маяки десятилетиями сторожат проливы и бухты Сахалина и Курил. Даже в современном технологическом мире корабли не могут обойтись без этих сооружений, излучающих для моряков спасительный свет.

А многие маяки ценны как исторические и архитектурные памятники, становясь популярными туристическими объектами.

Людмила БЕРКОВИЧ.