В международном Чехов-центре Южно-Сахалинска открылся 89-й театральный сезон

119
Сцена из спектакля. Федот – Антон Ещиганов, Маруся – Светлана Задвинская.

Это событие в Год театра в России стало ярким, аншлаговым и… реалистично сказочным. Это объясняется выбором и художественным решением премьерного спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца», поставленного по стихотворной сатирической сказке Леонида Филатова.

Известный актер написал ее в 1980-х по мотивам русского фольклора и остроумно, в форме гротеска привнес в нее черты современности.

Получился сказ о народе и властителе, самодурство и коварство которого пришлось побеждать с помощью народной смекалки и волшебных сил.

Атмосферу народного праздника зрители ощутили уже в фойе Чехов-центра. Здесь широко звучали народные песни в исполнении ансамбля «Русский терем».

Тантамарески (забавные стенды для фотографирования с отверстием для лица) вмиг превращали островитян в сказочных персонажей. Настраивал публику на веселый сказочный лад и фокусник, показывавший чудеса.

Как рассказал главный художник-постановщик Кирилл Пискунов, идея спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца» появилась года полтора назад.

С весны вместе с художественным руководителем Чехов-центра, режиссером Александром Агеевым началась работа над ее осмыслением, созданием сценографии и костюмов персонажей.

Затем к производству приступили цеха Чехов-центра, и процесс продолжался до самых последних премьерных минут.

– Костюмы не исторические, это залихватская смесь современности и выдумки, – рассказал Кирилл Пискунов. – По стилю эклектика, а по-хулигански это называется залихватский винегрет.

Вдохновение черпали из жизни, из того, что вокруг. Читали текст Филатова, соотносили с тем, что происходит сейчас и происходило в 1980-х.

Рождались сцены, под них делались костюмы (особо получилась Баба Яга) и оформление.

Поскольку комедию-лубок задумали как музыкальный спектакль, где актеры сами поют и играют, к работе подключился известный в России и далеко за ее пределами театральный композитор и хормейстер Николай Морозов из Санкт-Петербурга, автор музыки к более чем ста спектаклям.

– Театр – живой процесс, и всегда кажется, что что-то надо было сделать лучше, – самокритично говорит член Союза композиторов РФ Морозов. – Но мне не стыдно за сделанное, хотя и не скажу, что это лучшая моя работа.

В музыкальном оформлении спектакля не обошлось без нескольких всем известных цитат. Но они мною переработаны и взяты за основу.

Я совершенно случайно услышал, как бабушки исполняют народную попевку. Она меня «зацепила» и легла в основу спектакля.

В сказе Леонида Филатова, написанном прекрасным художественным словом, все понятно и предсказуемо.

Именно по этой причине режиссеры ограничены в возможностях, к примеру, создать в постановке интригу. Многие из них предпочли наиболее легкий путь, превратив представление в литературно-музыкальную композицию.

Оттого и нет выдающихся постановок на этот сказ, убежден Николай Морозов.

Сахалинцы пошли оригинальным путем, создав музыкальный спектакль, где музыка стала равноправным партнером художественного слова. А еще в фокусе удачи счастливо сошлись находки режиссера-постановщика Александра Агеева, главного художника Кирилла Пискунова, хореографа Ильи Александрова и художника по свету Алексея Тарасова.

В итоге родилось самобытное произведение, встреченное овациями зрителей. К тому же с большим юмором в его ткань постановщики органично вплели приметы и предметы дня сегодняшнего. Удачным оказалось перевоплощение актеров в сказочных персонажей.

Федота сыграл Антон Ещиганов, Царя – Владимир Байдалов, Няньку – Елена Денисова, Бабу Ягу – Виктор Крахмалев, Генерала – Леонид Всеволодский, Марусю – Светлана Задвинская.

По две роли исполнили Артур Левченко и Роман Болтаев. Хороша была и царская свита из восьми скоморохов.

Так что премьера прошла с большим успехом.

На этой неделе 89-й театральный сезон продолжится спектаклем «Экстремалы». Это современная немецкая драматургия Фолькера Шмидта в прочтении режиссера Петра Шерешевского из Санкт-Петербурга.

Участник фестиваля «Сахалинская рампа», он приготовил необычную премьеру (18+). Она пройдет в пространстве черного зала с интересным сценографическим решением.

В декабре Чехов-центр порадует новогодним триптихом. На большой сцене будет показана «Рождественская история» по произведению Чарльза Диккенса. В малом зале зритель увидит сказку Анны Богачевой «Царский подарок».

А сюрпризом для взрослых в ожидании Нового года станет вечерний спектакль в декорациях рождественской истории «Зимний вечер в кабаре». Это постановка режиссера из Санкт-Петербурга Сусанны Цирюк.

В России и за рубежом она считается мастером музыкального жанра, ее постановки отмечены множеством всероссийских и международных премий. Цирюк известна еще и тем, что перевела на русский язык шлягер Belle («Я душу дьяволу продам за ночь с тобой») к мюзиклу «Нотр-Дам де Пари».

Итак, в конце декабря зрители Чехов-центра окажутся в настоящем кабаре с зажигательной музыкой, оригинальными хореографическими номерами, нешуточными страстями, юмором и в компании артистов островной сцены зарядятся праздничным настроением.

Как обещают в Чехов-центре, это будет новогоднее шоу в двух действиях, которое можно смело поставить в один ряд с лучшими бродвейскими ревю.

И, конечно же, новый театральный сезон порадует зрителя интересными спектаклями: «Мария Стюарт» по трагедии Фридриха Шиллера, «Калека с острова Инишмаан» Мартина Макдонаха и другими премьерами.

Недавно коллектив театра пополнился пятью молодыми артистами.

Все они успешно дебютировали в спектакле «Про Федота-стрельца, удалого молодца». У них есть возможности для стремительного профессионального роста, ведь театральная жизнь на Сахалине на подъеме.

Людмила Степанец.