9 января считается Днём рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке. Самолёт «СССР-127» положил начало воздушной связи материка с Сахалином.
Первый рейс из Хабаровска на Сахалин (1085 км) в полётном плане общества «Добролёт» значится 9 января 1930 года. 94 года назад был определён маршрут: Хабаровск — Верхне-Тамбовское — Мариинское — Николаевск-на-Амуре — Сахалин (Александровск).
В тот день в Хабаровске стоял 35-градусный мороз. Механик-моторист С. И. Нижниковский не смог запустить мотор самолёта. Решено было сдвинуть план полёта на один день — на 10 января. Тем не менее, именно 9 января считается официальной датой появления Сахалинской авиации и Днём рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке.
Как это было, можно прочитать в январском номере газеты «Советский Сахалин» за 1930 год.
В пятницу, 10 января 1930 года в 9 ч. 45 мин. из Хабаровска с площадки базы затона Амурской флотилии благополучно вылетел аэроплан «Юнкерс F.13» (на лыжах) с бортовым номером «СССР-127». На борту начальник дальневосточных воздушных линий А. С. Ривадин, секретарь крайсовета Осоавиахима А. Г. Захаров и специальный корреспондент «Тихоокеанской звезды» В. Волынский. Технический персонал самолёта: лётчик М. В. Водопьянов и бортмеханик Н. В. Аникин.
Есть и описание самолёта изнутри: «Кабина пассажирского самолёта приятно поражает неожиданной роскошью отделки. Вся внутренность обита плотным драпри. Пол устлан толстым ковром. В окнах зеркальные стёкла. Кожаные мягкие сиденья, спереди — в виде двух кресел, сзади – в виде короткого дивана на два места с высокой спинкой. Сидеть удобнее, чем в мягком вагоне экспресса».
10 января была посадка в Верхне-Тамбовском и Мариинске (здесь задержались на сутки).
12 января прибыли в Николаевск.
Как пишет корреспондент «ТОЗа» В. Волынский: «В Николаевске мы пробыли трое суток — на сутки больше, чем рассчитывали. Задержка вышла из-за бензина. Мы узнали по радио, что на Сахалине авиационного бензина нет — не завезли осенью. Обоз с бензином был отправлен на Оху только 11 января, т. е. накануне нашего прилёта. Идти он будет не меньше пяти дней. Стало быть, незачем спешить на Сахалин: мы всё равно не могли бы оттуда выбраться».
15 января самолёт вылетел из Николаевска-на-Амуре (не через лиман, а по прямой через горы на остров Лангр, ныне о. Байдукова), через Татарский пролив в Оху.
185 км было покрыто за 1 ч. 15 мин. Сели на побережье в заливе Уркт (до города 6 км).
В Охе нефтяники устроили митинг. Рабочие приветствовали первый прилёт самолёта.
Самым трудным участком маршрута стал последний перелёт: Оха — Александровск. Здесь не было промежуточных аэроплощадок, для лётчика места незнакомые, трудно ориентироваться, а также мешали облака и туман.
Вылетев из Охи 17 января в 13 ч. 15 мин., самолёт полетел по восточному побережью Сахалина, дальше по устью р. Тыми (планировалась посадка в с. Рыковское), перелетев через Камышовый хребет всего 40 км, зашёл ниже с. Дуэ, развернулся и в 16 ч. 25 мин. того же дня (17 января) через 12 км приземлился в Александровске.
Михаил Водопьянов вспоминал, что боялся пролететь до Японии, он искал электрический свет, как ему сказали, «его можно увидеть только в Александровске, больше нигде электричества не было».
В Александровске (устье р. Александровки) по углам аэродрома развели четыре громадных костра.
Встречали самолёт торжественно. На митинге выступил председатель Сахалинского окрисполкома Антоний Михайлович Курпель. Потом все переместились в клуб.
На следующий день в Александровске самолёт совершал круговые показательные полёты с членами Осоавиахима. Первыми пассажирами стали Арзамасцев, Сеченов, Шурыгин и красноармеец. Затем самолёт поднимался в небо с другими товарищами на борту — Абрамовым, Бережным, Сеченовым, Кандинской, Виноградовой, Михайловым, Арзамасцевым, Бондаревым, Шурыгиным, Покидовым, Лышко, Лондарь, Соколовым, Веселовым, Филькинштейном, Трофимовым, тремя красноармейцами и др. Сначала летали над г. Александровском, затем по маршруту Октябрьский — Дуэ — Михайловка — Корсаковка.
20 января самолёт «СССР-127» вылетел обратно в Хабаровск, а 26 января уже прилетел на Сахалин за первыми пассажирами.
Также спецрейсом 20 января 1930 года в Александровск прилетел с материка военный самолёт ДВ Военно-воздушной флотилии (ВВФ), принимавшей перед этим активное участие в действиях Особой Дальневосточной армии (ОДВА) на китайской границе. Самолёт доставил на Сахалин медикаменты, в том числе и сыворотку против бешенства собак.
Далее, на линию Хабаровск — Александровск поставили гидросамолёты, изменив маршрут полёта с кругового (Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Оха — Александровск) на укороченный: Хабаровск — Мариинск — через Татарский пролив в залив Виахту и по побережью в Александровск (примкнув к общей авиатрассе от Хабаровска на Камчатку, до Уэлена на Чукотку).
Полёты выполнялись четыре раза в месяц. В зимние месяцы цену билета определили не выше 250 рублей.
Сахалинская авиатрасса сыграла в развитии Дальневосточной авиации большую роль. Она оказалась школой жизни. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно её прозвали «Трассой героев».
А первым лётчиком Дальневосточного края заслуженно стал Михаил Васильевич Водопьянов (1899 – 1980 гг.), Герой Советского Союза, спасатель челюскинцев (1934 г.).
Константин Пронякин.
г. Хабаровск